Определение
Олицетворение — троп, с помощью которого явления и неживые объекты наделяют чертами и характеристиками живых существ. Оно служит для передачи картины мира, настроения, ощущений, эмоций и чувств, отношения к изображаемому, создает выразительные и запоминающиеся образы.
Особенности олицетворения
Олицетворение придает неодушевленным объектам свойства живых существ, в том числе человека. При этом объект олицетворения может быть даже нематериальным — в голове суетятся мысли, его душит ненависть, счастье пришло с первой капелью.
Рассмотрим подробнее на примерах:
- Ветер воет — поток воздуха не может буквально выть как человек или животное, но этот глагол передает звук, который он издает
- Гитара поет — музыкальный инструмент не может петь сам по себе, глагол описывает звуки, которые получаются при игре на нем
Другие примеры олицетворений, которые мы используем в жизни:
- Скрипка плачет
- Мороз ударил
- Море волнуется
- Облака бегут
- Время летит
Если воспринимать эти фразы буквально, они кажутся бессмысленными, но мы понимаем их значение. Здесь глаголы используются в переносном смысле.
Части речи, которыми может выражаться олицетворение
На олицетворение могут указывать слова таких частей речи:
- Глаголы — описания действий, характерных для живого существа: шепчет, визжит, смеется
- Прилагательные — передача состояний и качеств: печальный, веселый, угрюмый
- Наречия — характеристика способов действия живого существа: радостно, уныло, томно
Олицетворение в прозе
Благодаря олицетворению предметы будто оживают, и мы рисуем в своем воображении яркие картинки. Поэтому в художественных произведениях часто прибегают к такому приему:
- «Мальва» М. Горького: «Море смеялось. Под лёгким дуновением знойного ветра оно вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, ослепительно ярко отражавшей солнце, улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок»
- «Приключения Незнайки и его друзей» Н.Н. Носова: «Железный поршень под напором газа ходил то туда, то сюда и вертел колеса»
- «Теплый хлеб» К.Г. Паустовского: «И все выше взвивались столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг друга»
Олицетворение в поэзии
В поэзии олицетворение тоже придает тексту выразительность. Вот лишь несколько отрывков из известных произведений:
- «Зимнее утро» А.С. Пушкина: «Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, на мутном небе мгла носилась…»
- «Горные вершины» М.Ю. Лермонтова: «Горные вершины спят во тьме ночной; тихие долины полны свежей мглой; не пылит дорога, не дрожат листы… Подожди немного, отдохнешь и ты»
- «Поет зима — аукает» С.А. Есенина: «Поет зима — аукает, мохнатый лес баюкает»
Олицетворение в пословицах
В поговорках и пословицах тоже есть примеры олицетворений:
- Дело мастера боится
- Нашла коса на камень
- Слово не воробей, вылетит — не поймаешь
Олицетворение в рекламе
Прием олицетворения используют в СМИ, на радио, телевидении, рекламных баннерах. Товар «оживляют», чтобы его продать. Тогда мы наблюдаем, как неодушевленные персонажи, животные, предметы разговаривают голосом человека, перенимают его повадки.
Олицетворение можно заметить в слоганах:
- «Когда простуда берет за горло» из рекламы леденцов «Strepsils»
- «Хорошо воспитанный английский чай» из рекламы холодного чая «Ахмад»
Чем олицетворение отличается от метафоры
Олицетворение — разновидность метафоры. Обе этих стилистических фигуры предназначены для того, чтобы сделать образы более живыми и яркими. Но в метафоре нужно искать смысл, а в олицетворении он всегда очевиден.
Метафора — непрямое завуалированное сравнение, которое может характеризовать и живые, и неживые объекты. В олицетворении сравнения нет, это уподобление чего-то неодушевленного человеку или животному, его эмоциям, характеру, движениям. Например, во фразе «серебряный серп месяца взошел на небосвод», «серебряный серп» будет метафорой (месяц выглядит как серебряный серп), а «серп взошел» — олицетворением (сам по себе серп не может ходить).
Чем олицетворение отличается от аллегории
Бывает, что олицетворение путают с аллегорией — еще одним тропом, который описывает что-то абстрактное через конкретный образ.
Иногда аллегорию, в отличие от сравнения, нельзя объяснить без комментария. Например, невозможно понять первоначальный смысл картины, который закладывал в нее автор, без подписи к ней.
В литературе аллегория встречается в баснях. В них через образы предметов, растений и животных — вороны и лисицы, стрекозы и муравья, свиньи под дубом — передается обобщенный человеческий опыт. Образы показывают разные качества человека: ворона — доверчивость, падкость на лесть, лиса — хитрость, стрекоза — беспечность, муравей — трудолюбие, свинья — жадность. Мораль басни играет ту же роль, что и подпись к аллегорической картине, — без нее утратится смысл.
Аллегорический смысл также получают иносказательные выражения, заключающие в себе скрытые значения. Например, «весна» может означать юность, «поезд ушел» — былого не вернуть, «пусть светит солнце» — пусть будет счастье.
Вывод
Олицетворение помогает оживить объекты в нашем воображении. Поэты и писатели используют его в художественной литературе — сказках, стихотворениях, рассказах. Еще оно есть в народном фольклоре и рекламе. Этот способ описания действительности возник в древние времена, но существует до сих пор, и мы им пользуемся. Без него мы не смогли бы так точно и красочно передавать свои мысли.