Меню
Каталог
Каталог
Все статьи
Дизайн

Что такое мерч

В исследованиях и руководствах по маркетингу, а также в популярных статьях и рекламных материалах все чаще мелькает загадочное словечко «мерч». Постараемся объяснить простыми словами, что такое мерч, какие виды мерчей существуют на рынке, как придумать и изготовить собственный мерч и запустить его в массовое или лимитированное производство.

Анастасия Матюшкина Анастасия Матюшкина UX/UI-дизайнер
Что такое мерч

Что такое мерч

Задача мерча как рекламного атрибута — создать в среде целевой аудитории ажитацию, некую турбулентность, привлечь к себе внимание окружающих. Мерч обращается прежде всего к органам зрения, слуха, осязания. Это не просто привычный, знаменитый, но набивший оскомину логотип или лейбл, а нечто новое, вызывающее живые эмоции и желание купить продвигаемый товар. 

 

Мерч — это инструмент активного неформального общения бренда с целевой аудиторией.

 

О названии

Слово является разговорным сокращением английского глагола to mechandise — продавать, выставлять товар, одним словом, служить древнеримскому богу торговли и покровителю купцов Меркурию. По характерной для английского языка подмене понятий слово merch может быть существительным, обозначающим сам товар, рекламный атрибут товара или человека, который занят продвижением. 

Возможен и глагольный вариант — to merch означает продавать что-либо (в том числе креативными способами). В русском словоупотреблении мерч это атрибут или помеченный этим атрибутом предмет. В качестве примера мерчей чаще всего называют одежду неформального стиля с фирменной символикой — футболки, толстовки и худи, кепки-бейсболки.

Кто придумал первый мерч

Изобретателями мерчей стали рок-музыканты 60-х годов прошлого века, которые в целях завоевания фанатской аудитории заказывали одежду с символикой своих групп и собственными портретами, часто с провокационными или откровенно скандальными деталями и надписями.

Вслед за людьми искусства выгоду фирменной символики на товарах оценили владельцы спортивных клубов, туристического бизнеса, производители подакцизных товаров, которые запрещено рекламировать напрямую. 

Сегодня брендируют в рекламных целях и просто из озорства ручки и календари, кружки и термосы, носки и шарфы, чехлы для смартфонов и чемоданы.

Виды мерча

Мерчи можно классифицировать:

 

  • По виду наносимого на вещи контента

  • Задачам, которые они решают

  • По роду предметов брендирования

  • По тиражу производства

  • Каналам распространения

 

Предметом нанесения чаще всего бывают логотипы компаний. Это фирменный мерч, ведь по умолчанию логотип должен быть зарегистрирован в соответствии с патентным правом.

Пример мерча Курсы.ру

Помимо логотипа правообладатель может закрепить за собой иные атрибуты фирменного стиля — цвет или сочетание цветов, слоган, сюжетное или абстрактное изображение. 

Однако мерчи вовсе не обязаны состоять из одних официальных логотипов и слоганов! На майке поклонников футбольного клуба может быть напечатано фото лучшего бомбардира сезона, на сувенирах с курорта — его живописные виды. Такой мерч не будет фирменным, но косвенно он также способствует продвижению марки.

Для чего нужен мерч

Брендирование товаров помогает:

  • Увеличить объемы продаж, причем не только брендируемого, но и смежных товаров того же производителя

  • Привлечь новых покупателей за счет их здорового (а иногда и нездорового) любопытства

  • Укрепить лояльность действующей аудитории

  • Расширить географию коммуникации бренда с клиентами

Мерч — средство пролонгированного действия. Купивший брендовую футболку или получивший в магазине яркий пакет с символикой человек становится бескорыстным волонтером бренда на все то время, пока он их носит и демонстрирует окружающим. В футболке он может поехать в другой город или в другую страну, принеся туда информацию о существовании бренда.

Помимо внешнего вектора возможно использование мерчей внутри компании. Брендированная униформа создает особую атмосферу единения и корпоративного духа. Традиционные корпоративные подарки и аксессуары поддерживают в сотрудниках уверенность в силе коллектива, в том, что «мы все одна семья».

Как выглядит правильный мерч

Для «правильного» мерча характерно отсутствие прямой агитации — на товаре с символикой обычно не указывают телефонов, адресов электронной почты или сайта. Бренд продвигается исподволь, в потенциальном клиенте разжигается любопытство и желание узнать подробности самостоятельно, благо интернет под рукой, а поисковые системы работают исправно.

Пример мерча Курсы.ру

Фирменная вещь может даже не нести на себе логотип производителя — его заменяют фирменные сочетания цветов, характерный шрифт или леттеринг, тематические картинки, знакомый широкой аудитории рекламный слоган.

Следует различать понятия «мерч» и «носитель фирменного стиля». Носитель — более широкая категория, в нее попадают не только товары, но и вывески, рекламные конструкции, оформление сайтов и групп в соцсетях, униформа персонала. Мерч входит в список возможных идентифицирующих бренд носителей.  Это своего рода приманка, маленький «троянский конь», который забрасывается в гущу целевой аудитории и, перефразируя слова известной комедии, ведет среди нее разъяснительную работу.

Как создать собственный стиль мерча

Брендировать можно все что угодно, главное, чтобы мерчи гармонировали с деятельностью компании. Если фирма продает одежду и обувь, то наиболее естественными объектами брендирования становятся:

  • Футболки, свитшоты, лонгсливы

  • Толстовки, худи (кофты с капюшоном)

  • Куртки и дождевики

  • Домашние и пляжные тапки

  • Кроссовки

  • Резиновая обувь

Популярна в плане брендирования недорогая посуда и емкости для хранения продуктов и напитков — кружки, термосы, фляги, ланч-боксы.

Канцелярские товары и аксессуары для гаджетов также представляют собой «золотое дно» для рекламного и сувенирного брендирования. Популярно нанесение символики на мелкую сувенирную галантерею — брелоки, визитницы, зонты, фартуки, виниловые наклейки.

Пример мерча Курсы.ру

Реализация идеи

Решив, где размещать символику, нужно переходить к главному — технике исполнения. Тут не обойтись без помощи квалифицированного дизайнера. Даже если у вашей компании уже есть готовый логотип и фирменный стиль, простое копирование не сделает предметы мерчем. Это будут лишь кружки или носки с логотипом. Чтобы вывести изделие на уровень мерча, нужна креативная идея и ее профессиональное воплощение методами дизайна и рекламной полиграфии.

Важен в том числе и метод нанесения фирменного или привлекающего внимание изображения. Одни и те же красители по-разному ведут себя на разных поверхностях. Если яркая провокационная картинка через неделю потускнеет, она вряд ли может называться мерчем и не выполнит возложенных на нее рекламных функций. Учесть все нюансы в процессе брендирования должен профессионал.

Стоимость нанесения логотипов и надписей на изделия всегда зависят от тиража, чем он выше, тем дешевле печать на одном изделии (кроме некоторых эксклюзивных видов работ, в том числе машинной и ручной вышивки — там цена от тиража не зависит). Однако, если вы собираетесь продавать мерч, маркетологи рекомендуют начинать с небольшой пробной партии, пусть даже в ущерб себестоимости.

Каналы распространения

Параллельно с разработкой фирменной продукции продумайте каналы ее распространения. Это может быть и продажа через интернет, и акции, при которых сувенирка идет за полцены или вовсе бесплатно при продаже дорогих товаров. Чем больше каналов будет использовано, тем сильнее сыграет мерч на продвижение вашего бренда.

Содержание
Информация была полезна?
45 оценок, среднее: 4.51 из 5