Узнайте о лучших образовательных организациях на премии Курсы.ру
31 июля 19:00
Подробнее
Меню
Каталог
Каталог
Все статьи
Другое

Профессия «Интервьюер»: кто это, чем занимается, сколько получает

Интервьюер проводит опросы для сбора общественного мнения. В профессии есть свои подводные камни. Рассказываем про должностные обязанности интервьюера, зарплате и карьерном росте.

Михаил Парфенов Михаил Парфенов Пресс-секретарь
Профессия «Интервьюер»: кто это, чем занимается, сколько получает

Для чего нужны опросы?

  1. Чтобы узнать общественное мнение по тому или иному вопросу. Респондентами могут быть как все люди, так и определенная целевая аудитория. Простой пример: повысились цены на гречку, как вы к этому относитесь? Такое анкетирование можно проводить среди большой группы людей, ведь продукты покупают все
  2. Чтобы выяснить предпочтения людей, спрос на продукцию. Например, компания М. обзванивает своих клиентов и интересуется у них по поводу качества услуг. Или спрашивает, какие товары и услуги они предпочитают. Результатом такого анкетирования может стать пересмотр позиционирования на рынке, ассортимента товаров и услуг, сервиса с учетом пожеланий пользователей
  3. Чтобы выявить новые тенденции. Например, этой весной бизнесу рекомендовали перейти в онлайн. Можно задать целый ряд вопросов: перешли ли вы на удаленку, с какими сложностями столкнулись, как восприняли переход сотрудники и массу других. На основе ответов можно провести анализ и составить исследование. Например, 56 % предпринимателей уже перевели свой бизнес онлайн, 30 % из них столкнулись с такими-то трудностями и так далее

Это мы написали к тому, чтобы вы понимали, кому могут понадобиться услуги интервьюера. Различные организации по сбору общественного мнения, социальные учреждения, представители бизнеса, маркетинговые агентства ищут интервьюеров, которые помогут им с анкетированием. А дальше анализируют собранные данные самостоятельно.

Варианты проведения опросов

1. Лично. Прямо старым дедовским методом: берете у работодателя анкету с вопросами, идете в магазин или на улицу, а то и по квартирам, и просите ответить на вопросы. Приготовьтесь к тому, что придется столкнуться с самыми разными реакциями: от непонимания, зачем все это нужно, до открытой агрессии

В этом случае работодатели часто предлагают приятный бонус. Человек отвечает на все вопросы, а вы ему календарик. Или ручку. Мелочь, а приятно!

2. По телефону. Здесь интервьюер с полным правом можем называться оператором колл-центра. Такое анкетирование чаще всего проводится не с рандомными людьми, а с клиентами компании-заказчика. Иначе довольно сложно будет объяснить человеку, где вы взяли его телефонный номер и почему он должен вам вообще что-то отвечать

3. Онлайн. Вопросы присылаются по электронной почте или с помощью специальных форм. Это удобно, особенно сейчас, в наш цифровой век. Человек может ответить на вопросы в любое удобное для себя время, обдумать свои ответы и написать их более детально. Как правило, онлайн-анкетирование проводится также по базе респондентов или среди целевой аудитории (мамочки с детьми, домохозяйки, студенты, офисные служащие и так далее)

Должностные обязанности интервьюера

  • Налаживание контакта с респондентом (приветствие, просьба принять участие в анкетировании, при необходимости — обоснование опроса, убеждение ответить на вопросы, работа с возражениями. Как правило, интервьюерам выдаются специальные скрипты, от которых не рекомендуется отступать)
  • Собственно анкетирование (рассылка опросника либо предложение заполнить его)
  • Проверка, на все ли вопросы ответили респонденты. Если речь идет об онлайн-анкетировании, обязательные вопросы обычно помечаются звездочками, и система не даст респонденту пропустить такой вопрос
  • Сдача отчетности руководителю или заказчику

Профессиональные требования

  • Грамотная речь
  • Приличный внешний вид
  • Коммуникабельность, подвешенный язык
  • Стрессоустойчивость
  • Доброжелательность к респондентам
  • Умение убеждать, знание основ психологии
  • Умение работать по скриптам
  • Умение отрабатывать возражения
  • Ответственность

Плюсы и минусы профессии

Плюсы:

  • Гибкий график работы, работа удаленно (если анкетировать надо по телефону или онлайн)
  • Не требуется высшее или специальное образование, эту работу может выполнить даже школьник или студент
  • Возможность прокачать коммуникативные навыки: интервьюеру приходится общаться с самыми разными людьми

Минусы:

  • Именно потому, что приходится иметь дело с разными людьми, есть риск нарваться на хамство, неадекватность, агрессию
  • Если речь идет о работе в полевых условиях (на улице, в магазинах, общественных местах), придется много много ходить пешком. Если ездить на общественном транспорте или личной машине — расходы на билеты или бензин, как правило, не оплачиваются

Как обучиться профессии интервьюер?

Если речь идет об интервьюере — человеке, который только анкетирует респондентов, обучение проводят, как правило, сами работодатели. Они описывают портрет респондента, объясняют вопросы, цель анкетирования, учат, как правильно отвечать на вопросы и так далее.

Если речь идет об интервьюере-журналисте, тут, конечно, требования другие. Придется изучить основы журналистики, социологии, маркетинга.

Интервьюер: зарплата и карьерный рост

Зайдем на hh.ru и посмотрим вакансии по запросу «интервьюер». Интервьюеры требуются в самые разные места: центры социологических исследований, коммерческие и государственные организации.

Средняя зарплата интервьюера в Москве составляет 25–40 тысяч рублей. В регионах, соответственно, меньше. Возможна разовая сдельная работа: в этом случае час работы оплачивается в среднем в 100–200 рублей. Итоговая сумма зависит от тематики опросов, их сложности, а также от уровня респондентов (опрашивать дворников несколько проще, чем кандидатов наук).

Обратите внимание: ищите также вакансии операторов call-центра, которые включают в себя обязанности интервьюеров.

Что касается карьеры, можно дорасти и до руководящей должности. В этом случае вы будете не только самостоятельно проводить анкетирование, но и набирать и обучать другие интервьюеров, выдавать им задания и следить за их выполнением.

Для такой должности понадобится опыт работы в маркетинговых или социологических исследованиях. Однако и зарплата более чем хорошая.

Есть и такой вариант: интервьюер-менеджер. Суть, в принципе, та же: обзваниваете компании и задаете им вопросы.

Как видите, стать интервьюером может практически любой. Попробуйте — может быть, эта работа придется вам по душе.

Содержание
Информация была полезна?
23 оценок, среднее: 4.85 из 5