«Методист онлайн-курсов»: подробно о профессии, зарплате и развитии рынка цифрового образования
Методист онлайн-курсов занимается проектированием, наполнением и продвижением образовательных проектов. От него зависит качество учебной программы и вовлеченность студентов в материал. Расскажем о профессии подробнее: плюсы, минусы, зарплата, где обучиться.
Описание профессии
Профессиональная деятельность методистов в 99% случаев отталкивается от методологий, требований и стандартов, уже использующихся в онлайн-школах и цифровых университетах. И изобретать какой-нибудь новенький велосипед или выворачивать наизнанку привычный и даже общепринятый процесс обучения работодатели и не вынуждают.
Скорее наоборот — предлагают специалистам использовать заранее подготовленный план действий (который подготовили сторонние специалисты, вроде методологов или продюсеров онлайн-курсов), а уже после — не нарушая общей концепции — добавлять новые идеи и менять привычные правила.
Столь необычные ограничения сильно влияют на работу методистов, но в тоже время снижают порог вхождения и разрешают даже новичкам быстро стартовать в индустрии цифрового образования. Но даже в такой ситуации специалистам предстоит:
- Разрабатывать программы онлайн-курсов. Специалисты решают, какую информацию добавить в курс, как повысить мотивацию студентов и по каким полочкам разложить методические материалы, практические испытания и дипломные проекты
- Подбирать подходящие форматы обучения. Многие онлайн-школы напирают на постоянные онлайн-трансляции (HTML Academy, GeekBrains), другие привлекают аудиторию с помощью тренажеров («Яндекс.Практикум»), а третьи обучают студентов с помощью предзаписанных видеолекций (Skillbox). Какой формат лучше? Решать методисту: все зависит от студентов, курса, сложности и даже временных сроков
- Готовить материал и задания. Методисты выстраивают и «скелет» всего курса (модули, этапы), и конкретные детали будущего образовательного продукта — те же практические испытания, тесты, презентации или даже задания повышенной сложности. И речь не о подготовке информации (с этим разберутся преподаватели и эксперты), а об «упаковке»
- Проектировать образовательную среду. Не все студенты одинаково реагируют на возникающие проблемы и сложности: некоторым обязательно понадобятся кураторы и наставники, а другим — ссылки на учебники и лекции. Задача методиста предсказать будущее и подготовиться к любым сценариям развития событий
- Анализировать эффективность. Выпускники и «двоечники», те, кто добрался до собеседований и повысил квалификацию — способов представить результативность обучения достаточно много и каждый обязан принести соответствующие результаты — подсказать, какие механизмы обучения стоит переработать, а на чем сфокусироваться в следующий раз
Не обойтись специалистам и без экспериментов: многие онлайн-школы уже рекомендуют собственных выпускников партнерам, добавляют в онлайн-курсы советы и специальные чек-листы, а еще предлагают соревноваться и даже периодически развлекаться. И иногда подобные идеи еще сильнее сплачивают команды и добавляют студентам мотивации.
Кому подходит или какими навыками нужно обладать?
Хотя профессию на HH и SuperJob и называют по-разному (кроме «методиста», в названиях вакансий встречаются и «методологи», «архитекторы образовательного опыта» и «разработчики онлайн-курсов»), требования к соискателям у работодателей примерно схожие. Почти в 90% случаев будущим специалистам понадобится фиксированный набор Hard-скиллов:
- Навыки применения методик дистанционного обучения (выбор целей и задач, систематизация знаний, визуализация контента)
- Умение адаптировать курсы под разную аудиторию (например, под новичков или же под специалистов с опытом, заинтересованных в повышении квалификации)
- Опыт работы с платформами онлайн-обучения (Moodle, iSpring Learn, Teachbase) и сервисами для общения со студентами (Zoom, Discord, Telegram)
- Знание принципов педагогической психологии, секретов взаимодействия с аудиторией и механизмов представления информации
- Желание координировать действия команды, решать нестандартные задачи и подбирать подход даже к сложным и несговорчивым студентам
Требуют от методистов работодатели и «мягких» навыков: усидчивости и дотошности, гибкости и любознательности, а еще — желания работать в команде и умения через споры и разногласия добираться до истины. Понадобится методистам и накопленный опыт — в качестве преподавателя или наставника — то есть, специалиста, напрямую связанного с образованием и способного разнообразить процесс обучение новыми идеями.
Сколько зарабатывают методисты?
Прибыль практикующего специалиста сильно зависит от формы сотрудничества с работодателем: методисты далеко не всегда работают в офисе и достаточно часто занимают роль «проектного» или даже «приглашенного» сотрудника, работу которого оплачивают по часам, в фиксированном размере или же по итогам конкретного курса.
Если же рассматривать какие-то усредненные значения, то начинающие специалисты на позиции Junior и в Москве, и в регионах (профессия-то цифровая!) зарабатывают от 30 до 50 тысяч рублей. Занятость — полная, а задачи связаны с разработкой программ курсов и занятий, визуализацией контента и систематизацией образовательных материалов.
Методисты с опытом в 1-3 года зарабатывают уже от 70 до 120 тысяч рублей. Но и задач у Middle-специалистов в несколько раз больше: работа с мотивацией и целеполаганием студентов, интеграция в онлайн-курсы элементов геймификации (рейтинги, бонусы за защиту проектов), постоянное сотрудничество с дизайнерами и верстальщиками, подготовка проектов в Wordwall и даже разработка лендингов в специальных конструкторах.
Пользуются спросом методисты и на фрилансе: многие специалисты консультируют онлайн-школы в дистанционном режиме (час работы — от 300 рублей до тысячи рублей): разбирают ошибки, влияющие на эффективность обучения, экспериментируют с наполнением и делятся идеями и рекомендациями. Но встречаются и те, кто составляют программу курсов/вебинаров/марафонов и прочих образовательных продуктов с нуля и до момента запуска. Стоимость всей работы сразу — от тысячи до 10-и тысяч рублей и даже больше.
Насколько востребована профессия?
Методисты, как и кураторы, продюсеры онлайн-курсов и менеджеры по продажам, представляющие сферу цифрового образования, и в моде, и в цене: даже несмотря на постоянные перемены на рынке профессионального труда, желающих обучаться онлайн не становится меньше.
Меняются лишь тренды, уже повлиявшие на работу некоторых специалистов. Например, теперь методисты чаще используют формат передачи знаний студентам через короткие видеоролики (микрообучение), а не полноценные вебинары и лекции. А те же преподаватели чаще общаются с аудиторией на буткемпах, а не онлайн.
И чем больше перемен, тем активнее онлайн-школы, цифровые университеты и даже индивидуальные предприниматели набивают опытными специалистами собственные команды. И методисты — не исключение. Но отследить растущий спрос на тех же сайтах рекрутинговых агентств достаточно сложно — на том же HH не больше 50 новых вакансий каждый месяц, а на страницах SuperJob — под 100 штук.
Зато на фрилансе специалистов ждут десятки тематических заказов, связанных и с проведением консультаций, и с разработкой онлайн-курсов по запросу и под конкретную аудиторию.
Плюсы и минусы профессии
Причин стать методистом онлайн-курсов достаточно много: некоторых специалистов профессия привлекает возможностью реализоваться и представить миру собственные идеи, а для других новое направление станет первой ступенью в карьерной лестнице, ведущей по направлению к новым достижениям. Но как насчет всех остальных? Плюсы у профессии следующие:
- Низкий порог вхождения: за 3-4 месяца новички подготовятся к собеседованиям и трудоустройствам и соберут необходимые навыки для работы
- Связь с инновациями в сфере образования — новые методики, необычное программное обеспечение и постоянная связь с миром
- Гибкий рабочий график: специалисты не проектируют курсы в строго отведенное время, а занимаются новыми проектами в подходящее время
- Свободный выбор формы сотрудничества с клиентами — например, в офисе или же в качестве консультанта на фрилансе
- Возможность заниматься и чужими проектами, и собственными — многие методисты за время работы перерастали в преподавателей, наставников и экспертов
Недостатков у профессии не слишком много: образовательная индустрия не подойдет тем, кто не обладает эмпатией и не собирается работать в команде, а еще не фанатеет от обучения и непосредственно постоянного обмена знаниями. Возникнут у начинающих методистов и сложности с организацией рабочего процесса: далеко не у всех появится возможность совмещать креативные идеи, системное мышление и техническую грамотность.
И еще: несмотря на постоянное развитие образовательной сферы, новичкам еще предстоит доказать собственное мастерство и посетить сотни мероприятий, стажировок и событий, которые добавят опыта и подскажут верный путь. Иначе с конкуренцией справиться уж точно не выйдет.
Как стать методистом онлайн-курсов?
Не самый быстрый, но проверенный способ попадания в индустрию — переквалифицировавшись в методиста из психолога или преподавателя, выпустившись из какого-нибудь российского ВУЗа. Переобучение не займет много времени: институты и университеты в РФ готовят многопрофильных специалистов и выстраивают фундаментальную базу знаний, которая и пригодится как при проектировании онлайн-курсов, так и при общении с коллегами и студентами.
Чуть меньше времени занимает прохождение платных курсов, которые выдают много информации, а после еще и проверяют качество знаний на практике с помощью испытаний, дипломных проектов и командной работы. Но в таком случае понадобятся стартовые инвестиции, а еще — 3-4 месяца для полноценного обучения (зато появится шанс разобраться во всей системе изнутри).
Не менее быстрый, но противоречивый и непредсказуемый способ трудоустроиться — сосредоточиться на самообучении, воспользовавшись бесплатными источниками знаний. Рискованно (сложно проверить качество знаний), но зато с максимальной экономией.
Платные курсы
Специальные профессии (то есть, полностью упакованные платные курсы) готовят студентов к работе комплексно — знакомят с индустрией, обеспечивают методическими материалами и рекомендациями, снабжают обратной связью и помощью кураторов, наставников и прочих экспертов, уже представляющих сферу онлайн-образования.
Такие курсы — билет на экспресс, который за 3-4 месяца доставит новичков (или же специалистов из иных сфер) на станцию трудоустройства. Но столь быстрая поездка потребует и инвестиций, которые, кстати, как считают в «Нетологии» и Skillbox окупятся через каких-то несколько месяцев. Проверить теорию на практике редакция блога Сергея Смирнова рекомендует на нескольких курсах от проверенных онлайн-школ.
Методист онлайн-курсов от «Нетологии»
4-месячный курс от «Нетологии» подробно разбирает правила проектирования образовательных продуктов: за время обучения студенты научатся выбирать подходящие форматы обучения, продумывать логику занятий, распределять нагрузку и составлять подробные методические материалы.
Учебная программа разделена на несколько тематических модулей и включает ряд дополнительных факультативов, связанных с дизайном учебных презентаций и даже составлением инфографиков на заданные темы. Финальный этап обучения — защита дипломного проекта и подготовка к трудоустройству.
Методист образовательных программ от Skillbox
Профессия «Методист образовательных программ» от Skillbox познакомит будущих специалистов с процессом разработки новых учебных программ, механизмами мотивации студентов и исследованием как аудитории, так и результатов обучения. За несколько месяцев преподаватели проведут несколько прямых трансляций, а вместе с тем разберут разные каналы коммуникации (офлайн и онлайн) и научат студентов взаимодействовать с разными моделями проектирования.
Включает профессия и несколько дополнительных факультативов, связанных с 4C/ID, системами управления (LMS), GetCourse, iSpring, CORE, и применением креатива во время работы. Предусмотрен в рамках обучениях и масштабный итоговый проект, включающий и карьерную консультацию, и разработку собственной программы со всеми рекомендациями.
Методист онлайн-курсов PRO от «Нетологии»
Расширенный курс для методистов с опытом от «Нетологии» включает и базовую информацию, вроде разработки контента и внедрения сторителлинга и элементов геймификации в обучении, и продвинутые механизмы, вроде проведения аудита, анализа эффективности образовательных программ и повышения «доходимости» (то есть, прохождения) любых учебных продуктов.
Весь процесс погружения в индустрию разработчики разделили на 2 интенсива, которые потребуют 8 месяцев для прохождения. Срок внушительный, но приставка PRO обеспечит выпускников всем необходимым для трудоустройства и быстрого погружения в индустрию. Как дополнительный бонус — всех студентов ждут шаблоны, чек-листы и фреймворки для работы со студентами, программами и иной информацией.
Бесплатные курсы
С бесплатными курсами погрузиться в индустрию намного сложнее: новичков ждет и долгий поиск информации (а вместе с тем и практических испытаний), и необходимость практически постоянно следить за трендами, влияющими на сферу онлайн-образования. Справиться со всеми задачами в одиночку не так-то и легко, а потому редакция блога Сергея Смирнова с радостью порекомендует несколько источников знаний для быстрого старта.
Во-первых, методистам не обойтись без учебной программы «Учимся создавать курсы» от Skillbox, которая пусть и поверхностно, но достаточно подробно разбирает форматы обучения, принципы мотивации студентов и алгоритмы проектирования любых учебных продуктов, включая интенсивы, вебинары и марафоны.
Во-вторых, стоит следить за новинками от «Нетологии»: специалисты из подразделения EdMarket вместе с онлайн-школой выпускают тематические воркшопы несколько раз в квартал. У новичков появится шанс и погрузиться в профессию и наметить собственный путь к будущим достижениям.
Telegram-каналы и книги для методистов
Альтернативных путеводителей в мире образования еще больше. Знакомства точно заслуживает и специальная платформа SkillSet, достаточно подробно представляющая весь процесс работы методиста — от проектирования курса до встречи с заказчиками и обсуждения идей со студентами. Взаимодействовать с таблицей несложно — достаточно переключаться между вкладками и пролистывать категории занятости, а заодно смотреть, в каких задачах в дело вступают методисты. Наглядно, да еще и на примере многих онлайн-школ, включая SkyEng и Skillbox.
Не помешают методистам и книги: например, «Искусство обучать. Как сделать любое обучение нескучным и эффективным» от Джули Дирксен, и «Искусство объяснять» от Ли ЛеФевер, а еще — «Андрагогика. Теория и практика образования взрослых» от Майи Громковой и «Как создать свой онлайн-курс, или Сам себе методолог» от Анастасии Плотниковой.
А еще Telegram-каналы, вроде «Образование, которое мы заслужили» от команды SkyEng, «Живое обучение» с рекомендациями по взаимодействию со студентами, и «Тренды образования» от представителей Высшей Школы Экономики. С подобной информацией появится шанс намного быстрее набраться опыта и действительно поменять индустрию к лучшему.
Заключение
Методисты, архитекторы образовательного опыта и разработчики онлайн-курсов с каждым годом становятся популярнее — онлайн-школы стали чаще задействовать в работе тех, кто знает, как представлять информацию студентам, как поддерживать чужую мотивацию и превращать экспертные знания в цельный продукт.
Рост спроса на подобных специалистов заметен и по выборкам с сайтов рекрутинговых агентств, и по количеству заказов на биржах фриланса, а еще — по скорости развития индустрии. А потому не время стоять в стороне — всего за 4-6 месяцев у новичков появится шанс разобраться в деталях, защитить дипломный проект и приблизиться к профессии мечты.