Меню
Каталог
Каталог
Все статьи
Другое

Пафос: что это такое простыми словами с примерами

В ежедневном обиходе у слова «пафос» есть два оттенка: нейтральный и негативный. Разберемся, каких людей называют пафосными и чем опасен излишний пафос в публичных выступлениях.

Марк Бондарев Марк Бондарев SEO-специалист
Пафос: что это такое простыми словами с примерами

Определение

Слово «пафос» происходит от греческого «πάθος» («воодушевление, страсть, страдание»).

Пафос — это внутренний импульс высказывания или действия, идея или настроение, катализирующие жизненно важные процессы.

В ежедневном обиходе у слова «пафос» есть два оттенка значения: нейтральный и негативный. Обычно пафосом называют состояние эмоционального подъема. Но бывает и лишний пафос, когда люди размахивают руками и закатывают глаза. Такая мнимая выразительность воспринимается как манерность, притворство.

Каких людей называют пафосными?

Людей, склонных к демонстративному поведению, смешанному с высокомерием и агрессией, называют пафосными.

Определить их можно с помощью:

  • Речи (снисходительно-пренебрежительная интонация, преобладание глаголов повелительного наклонения «дай, принеси, помоги»)
  • Поведения (полностью отсутствует альтруизм, преобладает меркантильность, при этом деньги не так важны, как слава, популярность)
  • Стиля одежды (следят за модой, гламурны, стремятся компенсировать внешним блеском внутреннюю пустоту)
  • Отношения к окружающим (негативно воспринимают других, склонны видеть вокруг угрозу и отвечать грубостью, спокойно чувствуют себя только в кругу немногих «равных»)

Однако бытовое поведение имеет мало общего с пафосом как явлением искусства.

Из истории термина

Первым о пафосе как научном термине заговорил Аристотель в «Риторике». Античный ученый предлагал использовать пафос в качестве сценического приема. Во время исполнения трагедии актер, сохраняя внутреннее хладнокровие, голосом, жестами и мимикой должен был изобразить высшую степень напряжения.

Другой теоретик искусства, Георг Гегель, говорил о том, что для рождения идеи и искренней веры в нее необходим целый ряд обстоятельств общественной, культурной, политической жизни и связывал пафос литературных произведений с окружающей действительностью.

Например, для того, чтобы понять пафос поэмы «Илиада», необходимо перенестись воображением в крито-микенскую эпоху, понять законы, обычаи, обряды древней Трои, изучить историю античности, познакомиться с ее мифологией и культурой.

Что такое пафос в литературе?

В литературе пафосом называют эмоциональный посыл, который автор вкладывает в произведение. В лирике настроение рассказчика выражается прямо, в драме — с помощью ремарок, в эпических произведениях — через авторский текст, философские или лирические отступления. Об отношении автора к изображаемым явлениям рассказывают художественные детали (время, пространство, речь и облик героев, их имена).

При анализе текста важно не смешивать понятия «цель» и «пафос».

Запомните:

  • Если можно задать вопрос: «Для чего автор написал произведение?», перед нами цель
  • Если больше подходит вопрос: «С каким чувством автор описывает события?», мы говорим о пафосе

К примеру, цель поэмы «Мертвые души» — «показать, хоть бы и с одного боку, всю Русь» (так формулировал свои задачи сам Гоголь). А вот пафос произведения можно назвать и сатирическим, и профетическим (то есть пророческим).

Писатель во всех подробностях изображает русских помещиков, тщательно детализирует человеческие пороки, не утаивая даже самой малой малости, как будто приносит покаяние за весь народ. Вместе с тем он надеется, что «мертвая» Россия уступит место Руси «живой», видит русское пространство духовной родиной грядущего человечества. Можно сказать, что разрыв между настоящим и будущим составляет конфликт произведения, и мы не почувствовали бы его остроту, если бы пафос поэмы не был выражен достаточно ясно.

Как пафос отражается в языке?

Обнаружить пафос повествования помогают средства языка:

  • «Высокая», книжная лексика («доколе», «други», «полно», «оплот»)
  • Обилие восклицательных и вопросно-ответных конструкций («Русь! Куда ж несёшься ты?..»)
  • Усилительные конструкции (ряды однородных членов, гиперболы, литоты, анафоры, эпифоры)
  • Торжественная восходящая интонация

Виды пафоса

Теперь прочувствуем пафосность момента на конкретных примерах. Назовем некоторые виды пафоса:

  • Сентиментальный. Автор занимается воспитанием чувств читателя, желая вызвать сострадание, слезы и не жалея при этом душещипательных сцен. (Кармазин «Бедная Лиза»)
  • Романтический. Герой горд своей принадлежностью к миру идей и сознательно разрывает связи с пошлой действительностью. Он подчеркнуто и благородно одинок. (Байрон «Паломничество Чайльд-Гарольда», Лермонтов «Герой нашего времени»)
  • Драматический. Сюжет построен на «острых углах», все напряжены до предела. Один из героев приносит себя в жертву, но катастрофа все равно неизбежна. (Достоевский, семья Мармеладовых в романе «Преступление и наказание»)
  • Трагический. Конфликт, лежащий в основе сюжета, неразрешим. Выбирая между долгом и чувством, родиной или чужбиной, любовью и ненавистью, герой погибает нравственно или физически (Шекспир «Ромео и Джульетта», Островский «Бесприданница», Толстой «Анна Каренина»)
  • Героический. Цель героя — спасти мир. В него как бы «встроена» программа защиты слабых и угнетенных, стремление «примирить всех со всеми». При этом спасение может быть как физическим, так и духовным. (Геракл, Илья Муромец, Робин Гуд, Алеша Карамазов)
  • Сатирический. Очистительный смех сквозь горькие злые слезы должен принести облегчение обществу. Как не знающий жалости доктор, автор вскрывает тайные язвы жизни. (Салтыков-Щедрин «Господа Головлёвы»)
  • Гуманистический. Несмотря на испытания и трудности, герой верит в торжество добра. Он высоко несет свет своего сердца, даже когда понимает, что одинок в служении истине. (Тургенев «Накануне», Горький «Данко»)

Как правило, в художественном произведении присутствует сразу несколько видов пафоса.

Как избежать излишнего пафоса во время выступлений?

Чтобы речь воодушевила слушателей и при этом не оттолкнула излишней пафосностью, пользуйтесь подсказками:

  • Избегайте штампов и канцеляризмов («в этот знаменательный день», «молодое поколение»)
  • Используйте высокую книжную лексику только в крайнем случае (слова «сей», «отныне», «бренный» и другие отдаляют говорящего от слушающих)
  • Выражайтесь ясно и недвусмысленно (если хотите сказать, что времена сейчас тяжёлые, не говорите «жестокая судьба немилосердна к роду человеческому…»)
  • Употребляя термины, не забывайте кратко объяснять их значения
  • Где возможно, заменяйте заимствованные слова исконно русскими (голкипер — вратарь, толерантность — терпимость)
  • Приводите понятные всем жизненные примеры, обращайтесь к аудитории, скромно и к месту делитесь личным опытом — словом говорите проще и будьте ближе к народу

Надеемся, теперь вам понятно, что пафос — это огонь яркого чувства, горящий в человеке. Он придает речи, произведениям, поступкам силу и убедительность. Но те, кто пытается зажечь этот огонь на горелке честолюбия и высокомерия, рискуют создать смешное, искусственное, никого не греющее пламя.

Содержание
Информация была полезна?
14 оценок, среднее: 4.62 из 5