Открыть меню
Поиск по сайту
Назад

Что такое фирменный стиль и что в него входит

Когда упоминается та или иная известная компания, у человека возникает целый ряд зрительных и звуковых образов, которые с ней связаны. Их совокупность называется айдентикой, или фирменным стилем. И это один из основных факторов, обуславливающих узнаваемость и популярность бренда. Почему так происходит и как разработать свой собственный фирменный стиль, мы поговорим в этой статье.

Автор
Ирина Суслова
Ирина Суслова
Графический дизайнер
19 декабря 2022
Что такое фирменный стиль и что в него входит кратко

Что такое фирменный стиль

Айдентика и фирменный стиль — понятия условно синонимичные. Иногда оба слова употребляются в одном значении, иногда айдентику считают составной частью фирменного стиля. Мы предполагаем, что их смысл в общем и целом идентичен. Разберемся, что это такое.

Фирменный стиль — это набор вербальных и невербальных элементов, который формирует образ бренда.

Фирменный стиль может быть эффективен только в том случае, если он представляет собой четко выстроенную, хорошо продуманную выверенную систему.

Какие элементы входят

Понятие фирменного стиля гораздо сложнее, чем еще десять лет назад, когда оно включало только логотип и характерные цвета. Сегодня его система может включать в себя десятки элементов.

Какие элементы входят в фирменный стиль

Логотип и фирменный знак

Логотип является визитной карточкой бренда и присутствует на всех носителях. Может быть графическим, шрифтовым или сочетать в себе оба варианта.

Фирменный знак представляет собой символ бренда. Это дополнительный визуальный маркер компании для потребителя и способ индивидуализации товаров конкретной компании.

Он может нести дополнительную информацию о бренде: его идеологии или сфере деятельности. Фирменный знак может быть абстрактным или конкретным — в виде предмета, персонажа, явления, которые относятся непосредственно к бренду.

Главное требование к обоим элементам – максимальная простота, в том числе и в цветовом решении. Они должны быть запоминающимися, узнаваемыми, легко считываться и при этом отличаться от символики других компаний.

Шрифт

Формирует реакцию потребителей на текст. С его помощью можно «зацепить» потребителя, заставить заинтересоваться продуктом. Или упустить его. Каждый вид шрифта передает свои смыслы:

  • Шрифты с засечками (как Times New Roman) являются классическими и несут в себе намек на традиционность, фундаментальность, надежность

  • Шрифты без засечек (в частности Roboto) имеют более обтекаемый и современный вид, дают ощущение динамики и развития

  • Рукописные шрифты (например, Lobster) указывают на эксклюзивность продукта. Применяются в отношении услуг для женщин, товаров ручной работы и предметов роскоши

  • Декоративные шрифты. Отличаются нестандартной подачей: формой букв, необычными текстурами, тенями. Создают игривое настроение и чаще всего применяются в нише товаров для детей и животных

Цвета

С помощью цветовой гаммы формируется эмоциональное восприятие бренда, производится его дифференциация от конкурентов. Предметы, выделенные цветом, замечаются первыми. Иногда цвет по значимости опережает символику компании, обеспечивая ее узнаваемость.

Некоторые компании избирают в качестве фирменного один цвет, другие предпочитают сочетание из нескольких. Например, Microsoft использует четыре цвета: красный, синий, зеленый, желтый.

Для небольшой компании рекомендуется выбирать не более двух цветов. При выборе сложных сочетаний руководствуются правилами цветового круга, а также законами соотношения основных и дополнительных оттенков.

Фирменный персонаж (маскот)

Это необязательный элемент стиля, но он может добавить эмоциональности образу компании. Маскоты могут служить гидами, помогающими сориентироваться в особенностях работы компании, либо просто развлекать потребителей. Например, детские бренды используют персонажей для повышения лояльности клиентов.

Дизайн упаковки

Наличие элементов фирменного стиля в оформлении упаковки обязательно, хотя она обычно разрабатывается отдельным этапом. Часто это предполагает не только использование характерных цветов и логотипа, но и создание уникальной формы, которая также затем будет работать на повышение узнаваемости бренда (как, например, в шоколаде Toblerone).

Интерьер и экстерьер точек реализации товаров или услуг

Это в первую очередь актуально, если речь идет о сети магазинов. На примере тех же супермаркетов мы видим, как внешнее и внутреннее оформление торговых точек поддерживает образ всего бренда. Но даже если физическое пространство компании ограничивается одним офисом, дизайн его интерьера должен быть решен в фирменном стиле.

Помимо этого, корпоративный стиль может включать:

  • Графику: паттерны, узоры, объекты, градиенты и другое. Это позволяет значительно разнообразить фирменный стиль, создать вариативность оформления носителей

  • Фото и иллюстрации, которые поддерживают концепцию и идеологию компании. Неправильная подача визуального ряда может серьезно пошатнуть любые достижения в айдентике

  • Фирменные модульные сетки для верстки рекламных материалов. Благодаря этому компания будет узнаваема по расположению текстовых блоков и изображений

  • Слоган — емкая фраза, в которой отражено главное сообщение бренда. Это девиз, используя который бренд привлекает покупателей

  • Музыкальный джингл для рекламы и корпоративный аромат

Для чего нужен фирменный стиль

Фирменный стиль должен в полной мере выражать философию компании, а также ее ценности и миссию. Это позволяет создать фундамент для продвижения бизнеса и подчеркнуть уникальность предлагаемых товаров и услуг. Он разрабатывается с учетом стратегии коммуникации и способствует ее упрощению.

Вопрос с оформлением любых носителей также отходит — все они выдерживаются в едином корпоративном стиле. Пользуясь готовыми решениями вместо того, чтобы каждый раз с нуля создавать инструменты для привлечения аудитории, вы экономите время и снижаете материальные затраты.

Обобщая, назовем основные задачи айдетики:

  • Выделить бренд и его продукцию среди конкурентов

  • Выразить ценности и философию компании

  • Вызвать у потребителя эмоцию

  • Сформировать образ надежной компании

Для чего нужен фирменный стиль

С помощью этих составляющих компания сумеет добиться своей главной цели — повысить лояльность покупателей и, соответственно, продажи. Лояльный потребитель сможет быстро выбрать товары нужного бренда, не обращая внимания на других производителей. Кроме того, если компания имеет хорошую репутацию, элементы фирменного стиля станут для покупателя своеобразным гарантом качества продукции.

Как создать собственный стиль

Самый разумный подход к вопросу создания фирменного стиля для начинающей компании — обратиться в профильную студию или агентство. Известным крупным компаниям иногда требуется ребрендинг – когда старые графические элементы уже не отражают изменившуюся концепцию бренда.

К вопросу привлекаются дизайнеры, маркетологи и бренд-менеджеры. В их задачи входят:

  • Изучение дизайна конкурентов

  • Определение основных предпочтений целевой аудитории

  • Выявление основных каналов коммуникации

  • Выбор и оформление носителей фирменного стиля

Носителями айдентики являются любые объекты, на которых размещаются фирменные элементы: визитные карточки, рекламная полиграфия, сувениры, декор офиса, форма сотрудников, сайты и так далее.

Дизайн графических символов компании и фирменные цвета во многом зависят от выбора носителей: важно, чтобы они хорошо выглядели на объектах, с которыми потребителю предстоит взаимодействовать.

Важный момент при разработке айдентики — формирование правил сочетания элементов, благодаря которым фирменный стиль станет упорядоченной системой. Руководство по его использованию именуют гайдлайном. Он представляет собой печатный или электронный документ, где зафиксированы все составляющие айдентики бренда.

В гайдлайне указываются:

  • Особенности построения фирменного блока (сетка, пропорции и прочее)

  • Приемлемые и неприемлемые изменения фирменного блока

  • Параметры охранной зоны фирменного блока — отступ от остальных графических элементов в макете

  • Правила сочетания шрифтов и цветов, области их применения

  • Особенности применения фирменных паттернов, иллюстраций, модульных сеток

Этот свод правил в дальнейшем применяют при разработке рекламных макетов, упаковки или иных носителей, что значительно упрощает работу дизайнеров и сокращает время процесса.

Этапы создания

Образ компании невозможно сформировать по щелчку. Это довольно сложный процесс, требующий подключения разных специалистов и определенной стратегии.

Этапы создания фирменного стиля

Шаг 1. Определение концепции компании

На этом этапе необходимо решить, на кого рассчитан продукт и каковы цели компании. Затем важно продумать, какие шаги потребуется предпринять для их достижения. Определив целевую аудиторию и ценности бренда, составляется «портрет» компании, который целиком соответствует ее духу.

Шаг 2. Изучение целевой аудитории (ЦА)

Учитываются все критерии: пол, возраст, социальный статус, круг интересов, семейное положение и так далее. Эта информация позволит определиться с наиболее эффективными инструментами для получения отклика от потребителя. При работе с разными сегментами необходимо создать портрет клиента в каждом из них, а затем выбрать универсальный способ коммуникации.

Шаг 3. Изучение конкурентов

На данном этапе следует определить круг конкурентов и изучить их фирменные стили. Айдентика вашей компании должна в корне отличаться от стиля компаний, предлагающих аналогичные услуги или товары. Также это поможет выявить эффективные и малоэффективные приемы брендинга.

Шаг 4. Работа над айдентикой

В первую очередь создается название и логотип. Именно они транслируют концепцию компании потребителю и являются отправной точкой для выбора шрифтов и цветовых схем в дальнейшем.

Шаг 5. Тестирование

Разработанная система проверяется на основных точках контакта бренда. После этого оформляются каналы коммуникаций, дорабатываются элементы системы, генерируется контент.

Точки контакта — это ситуации, места и интерфейсы соприкосновения клиента с компанией. Канал коммуникации — инструмент, который компания использует для передачи сообщения своей целевой аудитории (реклама, мероприятия, соцсети, личное общение и другие).

Шаг 6. Создание брендбука

Брендбук — «паспорт» бренда, в котором содержится вся информация, необходимая для его продвижения и популяризации в дальнейшем. Он включает, помимо всего прочего, гайдлайн.

Актуальность

Фирменный стиль является динамической системой, которая меняется вместе с развитием компании и изменением внешних обстоятельств. Например, под влиянием новых веяний и трендов должны совершенствоваться страницы в соцсетях.

При этом изначально при разработке айдентики упор делается на всевозможные потребности бизнеса. При правильном подходе система должна эффективно работать минимум пять лет. Это позволит избежать срочного редизайна, который требует серьезных вложений и может снизить узнаваемость бренда. Продуманный фирменный стиль помогает компании длительное время сохранять цельный образ и выделяться среди конкурентов.

Информация была полезна?

21 оценок, среднее 4.4 из 5

*
Комментарий