Кто такой «Концепт-художник»: подробно о зарплате, карьерных перспективах и поиске заказов
Концепт-художник занимается визуализацией идей и проработкой художественных концепций для проектов в киноиндустрии, играх, издательствах. Поговорим о том, как освоить профессию, какие навыки нужны концепт-художнику и сколько он зарабатывает.
Описание профессии
Обязанности каждого концепт-художника зависят от сферы деятельности и способа сотрудничества с заказчиками или работодателем. Независимые студии часто перекладывают на плечи специалистов весь спектр задач, связанных с иллюстрациями, а потому художники сначала собирают концепт-арты, а уже после прорабатывают детали. Если же рассматривать чуть более масштабные сферы, вроде кинематографа и игровой индустрии, то там встречаются настоящие специализации:
- Художник по персонажам. Маги, рыцари в сияющих доспехах и разговаривающих драконы — специалисты, которые разрабатывают концепт-арты персонажей, наиболее востребованы, так как во многом задают формат повествования и влияют на вымышленные миры. «Собираются» персонажи из многих деталей, вроде стиля одежды, мимики и языка тела, а уже после — «вписываются» в окружение и становятся частью истории
- Специалист по декорациям. Не менее популярное направление в индустрии всевозможных концептов, которое напрямую связано с отрисовкой локаций — например, сцен с персонажами, улиц, пейзажей (леса, замки и города) или комнат, заставленных предметами. Как и в случае с персонажами, детализация не важна, но через окружение потенциальный зритель обязан сразу прочувствовать обстоятельства и погрузиться в атмосферу
- Мастера «пропсов». Специальность для начинающих художников, которым предстоит работать над бутафорией, активно встречающейся в локациях или по соседству с главными героями. Бочки с ресурсами, мусорные баки, дорожные знаки и напитки в каком-нибудь футуристическом баре — тем, кто специализируется на «пропсах» предстоит рисовать виртуальный «быт», используя весь набор доступных инструментов
- Разработчики оружия и транспорта. Последняя, но не менее востребованная категория художников, которые с нуля разрабатывают оружие (от средневекового и исторически достоверного до вымышленного и выдуманного, вроде кустарных плазмометов или резаков из неизвестного сплава) и всевозможные автомобили, повозки и космические корабли
Если же на брать в расчет разделение на специальности, то рабочий день каждого художника лишь на 20% наполнен магией творчества, а на 80% пропитан атмосферой рутины: специалисты продумывают концепты по ТЗ (техническому заданию), общаются с командой и пытаются представить, как же «нарисовать» те вещи, которые появились в голове у заказчика. А после — новый круг общения, правок и корректировок. Все, как и у разработчиков, копирайтеров или у тех, кто трудится в банке или в Call-центре.
Кому подходит или какими навыками нужно обладать?
Порог вхождения в профессию достаточно высокий — вне зависимости от специальности и сферы деятельности даже начинающим специалистам понадобится целый пласт знаний, без которых бессмысленно просматривать вакансии на сайтах рекрутинговых агентств и заказы на биржах фриланса.
Композиция, перспектива, анатомия, подбор текстур, фактур и цвета — кроме базовых навыков понадобится опыт работы в графических редакторах, а еще — набор личностных качеств, с помощью которых намного легче контактировать с миром:
- Визуализация идей в любом стиле — от классического натурализма до карикатур и поп-арта, да еще и с выверенными пропорциями и достаточно высокой детализацией
- Опыт работы с композицией, компоновкой предметов в кадре, светотенью, графикой, фактурой и материалами — чем обширнее «база», тем быстрее художник завладеет вниманием аудитории
- Создание персонажей и локаций, «пропсов» и общего «арта» по запросу заказчика или работодателя с использованием разностороннего набора графических редакторов и стороннего софта, вроде Photoshop, CorelDraw, SketchBook Pro
- Владение техникой визуального повествование, желание общаться с командой и искать нестандартные решения в критических ситуациях, разбираться в потребностях бизнеса
- Молниеносная обработка заказов и поступающих идей, ведь скорость концепт-художника влияет на то, насколько быстро коллеги приступят к делу и как скоро идеи обретут форму
Некоторые вакансии дополнительно предлагают концепт-художникам разобраться еще и с 3D-моделями, которые добавят специалистам дополнительного простора для маневра и сократят время, необходимое для проработки элементов окружения и «примерки» освещения. А еще в 3D представлены многие шаблоны и зарисовки, у которых те же новички вполне способны скопировать несколько идей.
Сколько зарабатывают концепт-художники?
Статистику с сайтов рекрутинговых агентств, включая HeadHunter или SuperJob, сложно назвать репрезентативной — многие вакансии лишены зарплатной вилки (работодатели по неизвестным причинам скрывают даже информацию об окладе) или же нацелены на специалистов с трех или пятилетним стажем. А потому, быстро найти хоть какие-то сведения без обращения к сторонним источникам достаточно сложно.
Но цифры примерно следующие: Junior-специалистам, которые работают в штате, платят от 40 тысяч рублей в регионах, и от 60 тысяч в Москве. Художники со стажем зарабатывают в разы больше — от 2-ух тысяч до 3-ех тысяч долларов в месяц.
Чуть более информативны биржи фриланса: тот же Kwork завален заказами для начинающих и профессиональных концепт-художников. Ставка плавающая — от одной тысячи рублей за заказ до пяти тысяч рублей за час работы в «прямом эфире» (то есть, прямо во время созвона с заказчиком в каком-нибудь Discord или Zoom), а темы — от классического средневековья до фэнтези и научной фантастики.
И еще немного статистики: в США художникам платят около 70 тысяч долларов в год (часовая ставка — от 60 до 100 долларов в час), а в Европе — до 60 тысяч евро. Зарплата по меркам специалистов из стран СНГ запредельная, а потому многие профессионалы старательно выискивают способы сотрудничать с заказчиками из Европы и США, развивая собственные социальные сети или регистрируясь на зарубежных биржах фриланса.
Насколько востребована профессия?
Как и в случае с заработной платой, собрать статистику с сайтов рекрутинговых агентств сложно. Во-первых, из-за проблем с названием профессии: на HH встречаются и Concept Artists, и «Художники-Иллюстраторы», и «Помощники-Постановщики».
А во-вторых, из-за излишней региональной привязки. Найти вакансии за пределами Москвы – почти невыполнимая задача, а в дистанционном режиме концепт-художники не всегда справляются с собственными обязанностями — все же необходимость постоянно общаться с командой вынуждает хотя бы иногда выбираться в офис.
Но, если брать в расчет общую картину, то работа для концепт-художников найдется. И на биржах фриланса, и в офисе, и в смежных профессиях, включая 2D и дизайн, а еще компьютерную графику.
Плюсы и минусы
Концепт-художники востребованы на рынке труда и зарабатывают достаточно много по меркам профессий, связанных с Digital-индустрией. Плюсов недостаточно? А как насчет:
- Творческого подхода? Именно идеи концепт-художников влияют на развитие гейм-дизайна и кинематографа и меняют внешний вид героев в комиксах
- Свободного графика? Даже новички часто работают на фрилансе и не так уж часто заглядывают в офис, а потому способны лично выстраивать время для творчества
- Неограниченного потенциала? Художники с легкостью найдут работу почти во всех сферах, а вместе с тем способны переключаться между специальностями
- Личных предпочтений? Совсем необязательно привязываться к заказчикам из России — многих отечественных художников ждут еще и в Европе с США
Недостатки у профессии привычные для индустрии: высокая конкуренция (в профессии — тысячи новичков, вынужденных сражаться даже за места для прохождения стажировки), непредсказуемый и совершенно ненормированный рабочий день, постоянная критика. И сталкиваться с негативом художникам предстоит часто, ведь искусство действительно требует жертв.
Не менее важная проблема — творческое выгорание, которое наступает из-за непрекращающегося потока заказов, постоянной рутины и не сдвигаемых дедлайнов. Справиться с подобными проблемами порой сложнее, чем кажется.
Как стать концепт-художником?
Способов превратиться из новичка в востребованного специалиста несколько. До сих пор актуален вариант с ВУЗами: в России косвенно обучают концепт-арту во многих образовательных учреждениях, включая МГТУ им. И. Г. Носова, РГУ им. А. Н. Косыгина или в МГХПА им. С. Г. Строганова.
Но знания в ВУЗах выдают не для быстрого погружения в профессию, да и не самые актуальные — кроме совсем уж академических навыков (и знакомства с анатомией, композицией и цветом), преподаватели не расскажут ни об общении с командой, ни о быстро зарисовке идей.
Не менее важная проблема — срок обучения. Тратить 4-5 лет на обучение в ВУЗе по современным меркам совершенно невыгодно. А потому лучше сразу сосредоточиться на поиске курсов. Каких именно? Зависит от количества свободного времени и бюджета. Платные учебные программы готовят специалисты под ключ, а бесплатные — вынуждают лично искать информацию и практиковать без помощи наставников и кураторов.
Платные курсы
Сфера онлайн-образования готовит будущих концепт-художников к работе за 9-18 месяцев. Не слишком быстро, зато выпускники курсов способны даже без прохождения стажировки сразу рассматривать вакансии на сайтах рекрутинговых агентств или заказы на биржах фриланса.
И с обучением, как подсказывает статистика, проблем уж точно не возникнет. Почти каждая онлайн-школа содержит хотя бы несколько программ для тех, кто мечтает погрузиться в индустрию искусства с нуля.
Профессия «Концепт-художник с нуля до PRO» от Skillbox
Фундаментальная учебная программа от Skillbox, последовательно разбирающая и правила разработки концептов для кинематографа и игровой индустрии, и формат работы в профильных редакторах, вроде Photoshop, Blender, 3D-Coat. Новичкам преподаватели дополнительно расскажут о композиции и анатомии, о подготовке героев и прототипов локаций, а вместе с тем и об использовании 3D-инструментов, которыми пользуются профессионалы.
Обучение по профессии предусматривает разработку нескольких командных проектов, а еще — стажировку в GameBox, выбор специализации и помощь с трудоустройством (как бонус — несколько карьерных консультаций от экспертов индустрии). Финальный этап обучения — защита дипломного проекта.
Онлайн-курс «Концепт-художник» от XYZ School
19-месячный курс от XYZ School, разделенный на несколько тематических модулей и обучающий новичков сразу по нескольким художественным направлениям. Скетчинг, концепт-арт, работа с референсами, подготовка героев и локаций с нуля с помощью техник визуального повествования и нестандартных идей. Уже через полгода после старта обучения у студентов появится шанс подрабатывать на фрилансе и консультировать игровые студии.
Кроме 350 часов обучения, индивидуальной проверки заданий и 25 проектов для портфолио, выпускникам станут доступны карьерные консультации, помощь с трудоустройством и доступ к специальной подписке, скрывающей шаблоны, мастер-классы и инструкции для тех, кто мечтает выжать максимум из обучения.
Онлайн-курс «Концепт-художник с нуля до PRO» от GeekBrains
Программа курса подходит для новичков: темы подаются от простого к сложному, обеспечивая плавное погружение в профессию. Опытные педагоги научат создавать концепции для игр и кино, работать с ААА-проектами и инди-разработкой.
На протяжении 12 месяцев ученики придумывают персонажей, локации, интерфейсы и иллюстрации. К окончанию курса на руках у выпускников будет сформированное портфолио из пяти объемных работ.
Плюсом учебы станет гарантия трудоустройства, возможность стажировки в студии Gamebox и курс по нейросетям в подарок.
Бесплатные курсы
Часть бесплатных курсов ранее уже представляла в рамках знакомства с профессией 2D-художник: например, на сайте школы XYZ доступны интенсивы «Первый концепт» (4 раздела, полноценное практическое испытание), «Объемные графические скетчи» (3-дневный курс для новичков с несколькими заданиями) и «Интро-курс по концепт-арту» (4 тематических модулях, набор испытаний повышенной сложности).
Еще с обучением не возникнет проблем на страницах уже знакомого Skillbox, вновь анонсировавшего курс «От наброска до готового персонажа». И куда же без Stepik? Учебные программы «Цифровая история искусства: новая реальность культуры» и «3D-моделирование и дизайн» подойдет и новичкам, и тем, кто мечтает восполнить пробелы в знаниях. Не помешает заглянуть и на сайт Skills Up, вмещающий туториалы, инструкции и рекомендации для тех, кто еще мечтает прикоснуться к истории.
Telegram-каналы, профильная литература и вебинары
Цифровое искусства разбирается и на страницах Telegram-каналов. Сразу перечислить весь набор подходящих для новичков источников информации, правда, не выйдет — уж слишком разношерстная аудитория представлена в мессенджере. И все же обойти мимо каналов «Художник, рисуй!», Graphic Story и KolovskayaArt достаточно сложно.
Не меньше секретов раскрывают и книги. Например, «Скетчинг для начинающих» расскажет об эскизах и творческом поиске, «Дизайн персонажей. Концепт-арт для комиксов, видеоигр и анимации» научит собирать иллюстрации по запросу заказчиков, а пособие «Как нарисовать то, что не существует» и вовсе заставит фантазировать и экспериментировать буквально на каждом шагу. Желательно не пропускать еще и релизы «Основы композиции» и «Игра света и тени для художников».
И напоследок — вебинары. Как и в предыдущих случаях, собирать информацию желательно из разрозненных источников. Например, об искусстве, рисовании и набросках (а еще о фантазии и поисках смыслов) рассказывает TimNite на YouTube-канале, по соседству расположился вступительный видеоролик по концепт-арту от Autodesk Maya, а еще — советы по концептам персонажей от Snail Dasha.
Заключение
Спрос на концепт-художников и в России, и в мире беспрерывно растет: сайты рекрутинговых агентств то и дело пополняются новыми вакансиями, а на биржах фриланса не проходит и дня без заказов для тех, кто способен представить на бумаге даже самые безумные идеи.
Несмотря на постоянную потребность в специалистах, назвать ситуацию на рынке труда совсем уж безоблачной сложно — те же нейросети научились по нескольким текстовым запросам рисовать детализированные наброски, а из-за растущей конкуренции начинающим художникам все сложнее заполучить место в штате даже для прохождения стажировки.
Но, как подсказывают, профессионалы, главное — не паниковать и рассылать резюме всем подряд, попутно обрастая недостающими soft и hard skills. А там уж рукой подать до реальных заказов и возможности занять подходящее место в игровой индустрии или кинематографе.