Профессия «Геймдизайнер»: кто это, обязанности и уровень зарплат
Геймдизайнер разрабатывает игровую вселенную: идею игры, правила, жанр, персонажей, сюжетные линии, уровни и награды. Расскажем о профессиональных и личностных качествах профессионала, о том, сколько он зарабатывает и где может работать.
История профессии
Как говорит нам «Википедия», первые компьютерные игры разрабатывали двое специалистов: программист и художник. Художник рисовал локации и персонажей, программист отвечал за разработку и игровой процесс (геймплей).
В 80-х годах прошлого века, когда игры стали более сложными и двум людям справиться с их созданием стало не под силу, для разработки игрового процесса появилась отдельная профессия. Так началась эра геймдизайнеров.
Мифы о профессии геймдизайнера
Миф 1: «Сидеть целыми днями и играть в игры». Именно так представляют себе работу геймдизайнера далекие от игровой индустрии люди. К этой деятельности скорее близок тестировщик, но и он не только играет, а тестирует игру по многим критериям. Хотите просто играть — вам в стримеры.
Миф 2: «Дизайнер — значит, должен рисовать». Не только рисовать: геймдизайнер отвечает за всю игровую вселенную в целом. Придется разрабатывать концепт, писать внушительных объемов дизайн-документы и думать о том, чтобы игра была не только интересной, но и окупаемой.
Миф 3: «Я разбираюсь в играх — значит, эта профессия для меня». Знание жанров и особенностей игр, трендов игровой индустрии — это, конечно, здорово, но недостаточно для того, чтобы войти в профессию. Подробнее об обязанностях геймдизайнера расскажем далее.
Специализации геймдизайнеров
В крупных компаниях игрой занимается не один геймдизайнер. Разделяют несколько специализаций этой профессии:
Требования к ведущему геймдизайнеру на портале HH.ru
На практике геймдизайнер часто совмещает все эти обязанности. Давайте подробно рассмотрим каждую.
Обязанности геймдизайнера
1. Разработка идей
Это первое, с чего начинается любая игра. Геймдизайнер должен не только придумать оригинальную идею, но и проанализировать игровой рынок, чтобы понять, насколько эта идея будет востребована. А также представить целевую аудиторию, которой будет интересна эта игра, и понять, что именно она ждет и хочет увидеть.
2. Разработка концепта игры
Если главная идея утверждена, геймдизайнер разрабатывает концепт игры: собирает все идеи и наработки в единое целое. Для этого пишется специальный диздок (дизайн-документ), в котором прописывается основные моменты игры: сюжет, интерфейс, графика, персонажи, количество уровней, очки и награды, сеттинг (среда, в которой происходит действие игры: время, место, условия действия), визуальные и аудиоэффекты. Словом, как геймдизайнер представляет будущую игру — так это он и пишет в документе.
Создание концепта — это еще не все. Этот документ будут смотреть 100 500 человек и вносить свои изменения. Геймдизайнер должен быть готов к тому, что концепт придется переделать, а то и не раз.
3. Работа с инвесторами
Если концепт утвержден, его нужно презентовать потенциальному инвестору (или руководству, если студия финансирует разработку игр сама) и объяснить, почему в эту игру надо вложить деньги. Здесь потребуется знание экономики, маркетинга и умение убеждать. По сути, геймдизайнер выступает как менеджер и пиарщик своего проекта.
Для этого пишется еще один документ под названием питч. Он создается специально для того, чтобы заинтересовать инвестора. А также делается демоверсия игры — для наглядности.
4. Работа с командой
Как уже говорилось, в одиночку сложно разработать даже самую простенькую игру. Поэтому геймдизайнер — хоть работающий на себя (это называется инди), хоть в компании — должен уметь работать с командой.
Доносить до коллег и руководства свою точку зрения, ставить задачи, проводить мозговые штурмы и планерки, координировать работу коллег, оценивать промежуточные результаты работы, переделывать начатое, менять концепцию с учетом новых реалий, соблюдать сроки и многое другое.
5. Разработка игры
Собственно, то, ради чего все затевалось. Геймдизайнер лично следит за тем, как из дизайн-документа вырастает игра: воплощается в жизнь сюжет, создаются уровни, рисуются и оживают персонажи, появляются локации, рассчитывается внутренняя механика игры — очки, награды, дополнительные фишки, которые помогут пройти уровень. Из головы геймдизайнера игра претворяется в жизнь.
6. Тестирование
Прежде чем выпускать игру на рынок, ее нужно не раз протестировать, чтобы выявить баги и ошибки. Ошибки могут быть явными: игра лагает, и неочевидными. Например, разгораются жаркие споры по поводу костюма персонажа: ну не носили в Средние века такую одежду! Все эти “мелочи” нужно отследить и исправить.
7. Продвижение на рынок
Главная цель создания игры — заработать деньги. Самый простой способ — продавать игру на специализированных площадках онлайн или в розницу.
Есть и бесплатные игры, прибыль от которых идет с помощью внутренней валюты или реальных денег. Например, в соцсетях есть масса таких игр — бродилок, головоломок. Если игрок не может самостоятельно перейти на другой уровень — он тратит заработанные монеты внутри игры или расплачивается с помощью банковской карты.
Геймдизайнер совместно с инвесторами должен заранее продумать, каким образом игра будет продвигаться на рынок, какие рекламные каналы для этого задействовать, как именно можно будет заработать на игре и примерно сколько.
Вот стандартный список требований на вакансию
Профессиональные и личные качества геймдизайнера
Вы уже поняли, что профессия геймдизайнера включает в себя не только разработку игры, но и работу с документами и самое главное — с людьми.
Профессиональные качества геймдизайнера:
- Креативность, или умение придумать оригинальную идею
- Знание рынка игровой индустрии: основных игроков, новых тенденций, популярных игр
- Знание теории игр: для этого придется прочитать много умных и толстых книг. Рекомендую в первую очередь «Искусство геймдизайна» Джесси Шелла — настоящую библию для тех, кому интересно это направление
- Знание основ сценаристики. Это пригодится при проработке сюжета. Что случится с персонажами, куда их занесет нелегкая, какие конфликты им придется решать и с какими врагами бороться — все это придумывается не просто так, а по строгим канонам сценаристики
- Знание математики — понадобится для расчета игрового баланса. Геймдизайнер должен верно рассчитать соотношение и равновесие внутриигровых механик: количества очков, сложности уровней, Чтобы не получилось так, что игрок проходит уровень слишком быстро и получает за это слишком много очков. Или наоборот, долго мучается, а получает слишком незначительную награду
- Знание основ программирования. Да, геймдизайнер — не программист, но он должен знать особенности современных игровых движков и понимать основы кодинга, чтобы соображать, как воплощается в жизнь идея из его головы. А также чтобы самостоятельно добавить в игру нового персонажа, уровень, награду
- Знание психологии игрока. Для этого тоже придется прочитать много хороших книг, которые помогут понимать, чего хочет игрок — не по наитию, а вооружившись теоретическими знаниями
- Умение грамотно и четко выражать свои мысли. Пригодится при написании многочисленных документов
- Знание английского языка. Многие игры делаются для мирового рынка, поэтому знание языка — обязательное условие. К тому же в рунете мало материалов по геймдизайну — нужно будет читать англоязычные новости, статьи и книги
Личные качества геймдизайнера:
- Любовь к играм. Если человек за всю свою жизнь играл в десяток игр и не может отличить шутер от стратегии — о каком геймдеве мы вообще говорим?
- Умение работать в условиях многозадачности. Вы уже поняли, сколько всего должен знать и уметь геймдизайнер — повторения будут излишними
- Умение работать в команде, терпимо относиться к коллегам, при этом уметь доказывать свою точку зрения
- Хороший художественный вкус, чтобы продумывать визуальную составляющую игры
- Ответственность и самодисциплина. Геймдизайнер — это многорукий Шива, который отвечает за все и за всех. По сути это самый важный человек в проекте, без которого все развалится
Где можно работать геймдизайнером?
По большому счету вариантов два: стать инди-разработчиком или устроиться в компанию по разработке игр.
Инди-проекты
Это самостоятельное создание игр командой энтузиастов. Собираются ребята, придумывают игру и создают ее. Потом выходят на рынок: ищут инвесторов или выходят на краудфандинговые площадки.
Звучит неплохо, но у такого способа есть минусы. Во-первых, это рискованно: можно потратить кучу времени и так и не найти покупателя на игру.
Во-вторых, сложно собрать команду из действительно опытных и заинтересованных людей. Часто в инди-проекты собираются новички, у которых недостаточно знаний и опыта, чтобы довести дело до конца.
В-третьих, зарплату получать вы не будете, значит, придется совмещать создание игр с основной профессией. Это намного медленнее — создание игры может растянуться на годы.
Но если создать и продвинуть игру все же удастся — у новичка появится портфолио, с которым можно потом пробовать устроиться в специализированные компании.
Работа в штате
Можно наработать опыт в инди-проектах или начать с более простых должностей — например, тестировщика игр. Когда вы узнаете всю кухню изнутри, получится необходимые профессиональные навыки — можно попробовать продвинуться по карьерной лестнице.
Можно устроиться стажером: деньги небольшие, зато есть возможность, что потом примут на полноценную должность.
Удаленно работать вряд ли получится: геймдизайнер должен лично вникать во все рабочие процессы и общаться с коллегами.
Самостоятельное обучение все равно потребуется. Вам придется изучить огромное количество информации: книги, курсы, вебинары. Предупреждаю: информация очень разрозненная, придется собирать и структурировать ее по крупицам. Многое вообще только на английском языке.
Сколько зарабатывает геймдизайнер?
По данным сайта HH.ru, средняя зарплата в отрасли составляет 110 тысяч рублей. Весьма неплохо!
Стоит отметить, что предложение пока превышает спрос. Я нашла всего 283 вакансии по всей стране за месяц.
Если вы готовы погрузиться в мир разработки игр — надеемся, эта статья была для вас полезной. Удачи в карьере!