Профессия «Моушн-дизайнер»: кто это, чем занимается, сколько зарабатывает, особенности профессии
Моушн-дизайн часто используется в создании анимации для фильмов, видеороликов, рекламы и игр. Узнаем, чем конкретно занимается моушн-дизайнер, почему его труд так востребован и сколько зарабатывает профессионал.
Что же он представляет собой и почему так востребован в наши дни?
В создании последних используются изображение, звук и текст. Именно это трио способно вызвать сильное эмоциональное потрясение у зрителя, так как задействует сразу несколько органов восприятия: глаза (зрение), уши (слух). Дополнительно активируются центры мозга, отвечающие за эмоциональное восприятие.
Преподнесение информации с помощью видеоконтента имеет много преимуществ, среди которых высокая содержательность, эффективное запоминание (60–70%), возможность обратной связи с автором по личным вопросам, небольшое количество затраченного времени и усилий и многое другое.
Этот прием массово применяется в маркетинговой индустрии во время пиара любой своей продукции.
Задачи моушн-дизайнера
К списку основных относятся:
- Привлечение внимания через движение — на самом деле при просмотре motion-видео мысль о рекламе продукции, логотипе появляется только в последний момент. В это время внимание потребителя сконцентрировано на движении картинок/слайдов
- Удержание аудитории
Ко второстепенным относят:
- Определение целевой аудитории и формы подачи контента
- Определение цели и стиля будущей работы
- Умение работать с различными программами
- Поиск необходимого (дополнительного) материала
- Создание заготовок (набросков) проекта
- Выбор оптимальных методов, программ, технологий
- Планировка сценария (сюжетной линии/й)
- Создавать шаблоны в редакторе с учетом цветовой гаммы
Плюсы и минусы профессии
Преимущества:
- Профессия всегда актуальна на бирже труда
- Относительно малая конкуренция по всему миру
- Высокая заработная плата
- Один из творческих, интересных, прикладных и перспективных видов деятельности
Контрпреимущества:
- Есть вероятность несоответствия взглядов заказчика и исполнителя
- Нужно самостоятельно заниматься организацией трудового процесса
- Высокоинтенсивная нагрузка на глаза из-за длительного контакта глаз с компьютером
- Обучение недоступно в вузах
- Постоянно нужны новые «свежие» идеи
- Возможно эмоциональное выгорание
- Быть широкопрофильным кадром (максимально освоить принципы работы с аудио, видео, текстом)
- Должность требует постоянного разностороннего развития, начиная от улучшения навыков в редакторах и заканчивая овладением трендовыми приемами, стилями, строениями шаблонов, цветовой гаммы и так далее
Важные качества, которыми должен обладать человек
Для успешного продвижения по карьерной лестнице индивидууму нужно обладать следующими личностными качествами:
- Креативное мышление, взгляд на реальность
- Есть художественные способности, уникальный эстетический вкус
- Коммуникабельность
- Готовность к командной работе
- Усидчивость, терпение
- Уверенность
- Адекватное восприятие критики в свой адрес
- Адаптивность
- Многозадачность
- Высокая ответственность
- Умение грамотно отстаивать собственную точку зрения, если она уместна к возникшей проблеме/конфликту
- Стремление к постоянному самосовершенствованию
- Стремление к развитию себя, личных навыков в данной сфере
- Способность ясно, просто и кратко преподнести собственную мысль
- Преобладание аналитического склада ума
Перечень профессиональных навыков:
- Умение создавать раскадровки
- Знание методов эффективного поиска исходного материала
- Работа с такими, со всеми необходимыми программами
- Знать основы типографии (уметь эстетично и оригинально упорядочить текст), колористики и композиции. Уметь составлять сценарий
Отрасли, виды и стили
К сожалению, большинство людей по ошибке называют Motion designer как одну профессию. На самом деле ее стоит расценивать как целую индустрию, так как она состоит из большого количества видов и подвидов, неоднозначных на первый взгляд.
Есть отдельные самостоятельные и вспомогательные отрасли.
Для лучшего понимания можно сделать интерпретацию кино. Все думают, что для кинопроизводства нужны, условно, только оператор, актер, режиссер, но это не так. Люди забывают о визажистах, костюмерах, команде осветителей, водителей, каскадеров и так далее. По этому этот вид дизайна, словно экранное кино, над которым трудится не один человек.
Отрасли:
- Теледизайн (бродкаст дизайн) — распространен в телевидении в основном в качестве новостных заставок. Состоит из отдела оперативной графики (визуализация) и отдела по написанию сюжета контента
- Изометрия (isometric) — принадлежит к классическому стилю, где все стороны объекта и линий расположены четко под углом, который равен 30 градусам. Направление впервые появилось в играх жанрах PNG
- Пиксельная графика — 8–16 битные ролики применяются везде, начиная от трейлеров сезонных фестивалей и заканчивая обычной рекламой. Популярность получили благодаря играм
- Чернила и каллиграфия — нестандартный, но очень манящий стиль. Характерен для некоммерческой сферы
- Всплывающая (pop up animation) — наблюдается сильный контраст между элементами, которые, словно всплывают из одного ряда
- Флэт-моушен — начальный уровень для фрилансеров, преобладает в 2-D формате, используется для презентаций, кратких иллюстраций или перечня услуг (для компаний, организаций или агентств), а также в управляющих элементах (стиль IOS). Относится к минималистическому стилю. Такие приемы, как тень и объемные фигуры, не используются, но преобладают красочные и запоминающиеся оттенки
- Строковый стиль — один из популярных минималистических стилей, в нем все фигуры без заливки. Благодаря этому приему видео выглядит достаточно просто и легко воспринимается. Популярен в образовательной сфере
- Stop motion — гибрид покадровой анимации. В качестве строительной единицы используют фотографии
- Кеинг — слияние stop motion и покадровой анимации
- Шейповая анимация — оживление геометрических фигур, линий и других элементов типографики
- Низкополигональный стиль — отличительной чертой является небольшое количество полигонов (некий многоугольник с минимальной поверхностью для визуализации тела), из-за чего он выглядит необычно и угловато. Со стороны напоминает фигурки из оригами
- Комиксный стиль — иллюстрации хорошего прорисованы до мельчайших деталей. Выглядят оригинально, необычно. Нашел применение буквально везде, даже в бизнес индустрии
- Жидкий motion — одно из популярных графических направлений на сегодня. Используются плавные переходы (перетекание одного элемента в другой), с характерными брызгами, каплями, расплескиванием. Распространены яркие (временами ядовитые) цвета. Трансформация тел в движении называется морфингом
- Покадровая — рисуются отдельные рисунки, применяются в концептуальных либо в необычных видео
- 3D Motion — видеоролик, сделанный полностью на компьютере, направленный на рекламные цели
- VFX (Visual Effects Artist) — комбинация реальной съемки с добавлением компьютерной графики (добавление или имитация «убедительных» спецэффектов: дым, пыль, огонь, вода, следы от снега, потертости, взрывы, отдельные персонажи, предметы). Применяется в рекламе, киноиндустрии
- Персонажная анимация — выделяют в отдельную группу из-за высокой сложности. Основной задачей является убедить зрителя, что персонаж двигается физически корректно (необходимо знание анатомии). Распространен в мультипликации
Востребованные профессии
Они делятся на такие группы:
- Основные (прямые) — напрямую связаны с дизайном
- Motion designer, владеющий всеми видами форматов
- Аниматор
- Композер — вставляет готовые образцы в видео ленту, так чтобы у потребителя возникал вопрос о степени его реалистичности
- Специалисты, отвечающие за освещение, текстуры, рендер и так далее
- Вспомогательные (непрямые) — корректируют/дополняют продукт
- Иллюстратор — тот, кто рисует персонажей, объекты, предметы
- Модельер — делает модели тел
- Ретушер — ратоскопирует (отделяет) фон от объекта
- Специалист по риггингу — один из этапов моделирования, который заключается в построении скелетона, проще говоря, скелета рабочей модели, чтобы было проще контролировать траекторию ее движений
Софт в моушн-дизайне
Базовое (обязательное) программное обеспечение:
- After Effects
- Cinema 4D
- Nuke — по большей части применяется в VFX при сложном композитинге (сборка)
- Houdini — полностью используется для VFX-конструкций для специфических симуляций жидкостей, пыли, частиц и так далее
- Illustrator, Premiere Pro, Photoshop — вспомогательные технические инструменты, дополнительная (необязательная) правка
Дополнительные (продвинутый уровень) технические ресурсы.
Для графики:
- Adobe Photoshop
- Adobe Illustrator
- Adobe Flash
Для обработки видеоматериала:
- Autodesk Combustion
- Apple Motion
- Adobe Premiere Pro
Для разработки анимации:
- Autodesk Maya
- Autodesk 3ds Max
- Blender
- LightWave 3D
Заработная плата
Заработок напрямую зависит от уровня продвинутости: соответственно, чем он выше, тем больше спрос на такого работника. Также важную роль играет место работы.
Согласно статистике (данные портала Trud) за 2024 год, средняя оплата составляет порядка 600–700 долларов в месяц (более чем 50 000 рублей).
Средняя зарплата специалиста с опытом — 100 000 рублей в месяц.
Главные сферы потребления
- Телеиндустрия — создание надписей, начальных заставок, опенингов (интро), эндингов (аутро), субтитров, общей графики
- Кинематография — спецэффекты, опенинги, заставки, разработка и редактирование тизеров, трейлеров, вымышленных персонажей, животных, зданий
- Средства массовой информации — программы развлекательного, новостного, научного, обучающего характера
- Маркетинговые кампании — нативная реклама в виде анимационной инфографики, промоматериалы
- Бизнес-структуры — представление продукции с помощью инфографики на информационных порталах, заседаниях и презентациях для бизнес-партнеров, краткие отчеты
- Образовательная система — небольшой экскурс в «волшебный и манящий движением мир» для выяснения (разъяснения) важных научных вопросов
- Индустрия развлечений — создание игровых видео, фильмов, мероприятий, событий и так далее
Как стать высокооплачиваемым специалистом в данной сфере услуг?
Большое значение для этого типа занятия является регулярное самосовершенствование. Очевидно, что без предварительного обучения нельзя обойтись. Это дело не легкое, но очень увлекательное. Так или иначе, полученные навыки при изучении основ профессии полезны вне зависимости от конечного исхода.
К сожалению, на сегодняшний день высшие учебные заведения России и других экономически развитых стран не могут предоставить комплексный курс обучения (он должен включать в себя как теорию, так и практику).
Оптимальный путь, чтобы получить все вышеперечисленные скиллы — пройти подготовку на профильных курсах.
Ниже будут приведены ТОП-6 вариантов подготовительных курсов онлайн-школ с описанием особенностей, длительности и стоимости обучения:
- Моушн-дизайнер. Программа от XYZ School — длительность курса 6 месяцев, темы уникальны и затрагивают как технологии, так и когнитивные центры охвата информации человека, длится полгода
- Профессия «Моушн-дизайнер c нуля до про» от Contended — длится 18 месяцев, дают уникальную возможность стажировки прямо во время учебного процесса
- Профессия «Motion-дизайнер» от Skillbox — 8 месяцев обучения, более 20 работ в портфолио
- Профессия «Моушн-дизайнер в 2D и 3D» от «Нетологии» — подойдет для начинающих дизайнеров и видеомонтажеров, длительность — 10 месяцев
- Моушн-дизайнер от школы GeekBrains — обучение длится 12 месяцев, дипломная работа в портфолио
- Профессия «Motion-дизайнер» от онлайн-школы «Логомашина» — после 12 месяцев обучения добавите в свое портфолио 6 работ
Список полезных информационных ресурсов
На YouTube:
- Канал Ben Marriott
- Эффективные советы по анимации текстовых символов — Motion Design School
В Telegram:
- Чат дизайнеров: Motion Talk
Сайты и ТГ каналы для поиска работы
- Freelance
- Биржа фриланса
- Motion designer hunter
- CG Freelancer
Для поиска новых идей, мотивации, сочетаний стилей, цвета:
- BDSR Design References
Книги:
- «Искусство цвета», автор Иоганнес Иттен — включает в себя теоретические и практические задания
- «Искусство формы» — знакомит читателей с основными концепциями живописи
- «Пособие для графиков, печатников, оформителей выставок» за Йозефом Мюллер-Брокманном — инструкция по использованию модульного строения в графическом дизайне, для оформления и представления работ