Подробно о профессии «Онлайн-преподаватель»: сколько зарабатывают, как обучают и с какими проблемами сталкиваются
Профессия онлайн-преподавателя часто привлекает экспертов из разных областей: бывших репетиторов, персональных тренеров, блогеров. Разбирались, кому подходит профессия, насколько она востребована и как начать первые шаги в преподавании.
Описание профессии
Сфера онлайн-образования постоянно нуждается в специалистах, способных:
- Составлять учебные программы с нуля (например, продюсеры онлайн-курсов)
- Продвигать уже подготовленные проекты в сети (методисты, менеджеры по продажам)
- Мотивировать студентов (кураторы)
Казалось бы, практически полный комплект, но на деле каждому цифровому университету или онлайн-школе недостает еще и эксперта — того, кто и поделится знаниями с аудиторией.
И роль носителей знаний в индустрии и занимают онлайн-преподаватели, которые во многом похожи на обычных учителей, но работают в дистанционном режиме:
- Проводят вебинары
- Готовят презентации
- Подбирают методические материалы
- Проверяют домашние задания
- В некоторых случаях даже созваниваются со студентами и обсуждают появившиеся вопросы
Кому подходит или какими навыками нужно обладать?
Требования к онлайн-преподавателям у работодателей схожие — во многих вакансиях от специалистов ждут профильного образования, опыта общения с аудиторией и подтвержденных — с помощью собеседования или через тестовое задание — экспертных знаний.
Например, переводчикам предстоит продемонстрировать диплом лингвиста и пройти тестирование, а репетиторам по русскому языку или литературе не обойтись без филологического или педагогического бэкграунда и заранее составленного списка личных достижений.
Часто в вакансиях встречаются и чуть более точные перечни требуемых Hard-скиллов, без которых работодатели даже не станут рассматривать отклики на вакансии:
- Навыки самостоятельной разработки учебных программ, плана уроков и методических материалов для разной аудитории
- Опыт проведения индивидуальных или групповых онлайн-занятий (общение со студентами в текстовом чате или в реальном времени)
- Способность менять формат взаимодействия с аудиторией в зависимости от поставленных целей или «слабых учеников»
- Возможность проводить занятия с помощью сторонних инструментов, вроде MIRO, Google Classroom, ProgressMe, WordWall, LearningApps
Пригодится онлайн-преподавателям и позитивный настрой (споры с родителями до сих пор не редкость даже при обучении в дистанционном режиме), и ноутбук с компьютером, а еще — веб-камера, микрофон и стабильный доступ к интернету. Вишенкой на торте станут Soft-скиллы — эмпатия, креативность и стрессоустойчивость, а еще — навыки оратора и мотиватора. Да и к правильной организации рабочего места лучше сразу же привыкать — вести занятия специалистам предстоит по плавающему расписанию.
Сколько зарабатывают онлайн-преподаватели?
Выборка с сайтов рекрутинговых агентств, вроде HH или SuperJob, подтверждает высокий спрос на экспертов, специализирующихся на проведении занятий в дистанционном режиме и способных делиться знаниями с аудиторией. И за знания в среднем платят от 500 рублей за академический час. Но иногда и намного больше — от 1000 рублей и даже до 3000 рублей.
Итоговая ставка зависит от накопленного стажа, квалификации онлайн-преподавателя и формата проведения занятий — например, индивидуальные созвоны приносят в 2–3 раза больше дохода, чем групповые вебинары. Часто на итоговую заработную плату влияет и сфера: те же IT-технологии и иностранные языки прибыльнее, чем курсы по фитнесу или нутрициологии.
Иногда работодатели выплачивают преподавателям стабильный оклад: от 30 000 рублей в регионах и от 45 000 рублей в Москве. Суммы сильно варьируются и зависят от того, насколько часто преподаватель проводит занятия и какие дополнительные задачи решает.
Предусматривает профессия и сотрудничество с клиентами напрямую — без каких-либо посредников. О занятиях со студентами преподаватели договариваются на биржах фриланса — публикуют объявления и обсуждают подробности в деталях каждого заказа. Средняя ставка — все те же 500 рублей в час, но чем больше стаж и солиднее репутация, тем ценник начнет быстрее расти. А еще лучше сразу сосредоточиться на развитии личного бренда — так появится шанс назначать цену за занятия без оглядки на рынок профессионального труда.
Насколько востребована профессия?
Вакансии для онлайн-преподавателей на сайтах рекрутинговых агентств появляются регулярно: почти каждый месяц на страницах того же HH появляется от 300 до 400 объявлений с заработной платой от 40 000 рублей. Многие работодатели не мешают специалистам даже выбирать способ сотрудничества — например, по выходным или с часовой оплатой.
Еще больше вакансий появляется на страницах тематических каналов в Telegram: та же платформа EdMarket Club почти каждый день публикует от 5 до 20 объявлений для тех, кто разбирается в языках программирования, маркетинге, фитнес-индустрии.
Не меньше предложений и на канале «Вакансии в образовании», а еще в сообществе Universus. Объявлений недостаточно? Никто не мешает заглянуть на биржу фриланса и лично разместить парочку объявлений о наборе студентов или же просмотреть список уже доступных заказов.
Плюсы и минусы
Найти какие-то общие преимущества и недостатки у профессии, которые обязательно затронут всех специалистов сразу, достаточно сложно — кто-то быстро засобирается обратно в школу или университет из-за нехватки полноценного общения в течение рабочего дня, а кто-то лишь обрадуется возможности больше не пересекаться с коллегами и не вести бессчетные журналы посещаемости. Но, если же попытаться вывести хоть какой-то общий список плюсов, то ситуация вырисовывается следующая:
- Свободный график, из-за которого вполне реально совмещать образовательную деятельность с профессиональной
- Возможность вести занятия и у школьников начальных классов (профильная математика, русский язык), и у выпускников 10–11 классов, и у «взрослых», меняющих квалификацию или заполняющих пробелы в знаниях
- Ощутимая экономия времени — добираться до школы или университета уже не придется — достаточно поудобнее устроиться за компьютером или ноутбуком
- Шанс проявить творческие наклонности и лично довести учащихся до поставленных целей — например, до сдачи ЕГЭ или свободного владения английским языком
Недостатков у профессии несколько:
- Высокий уровень конкуренции в некоторых сферах (например, в тех, которые связаны с английским языком и IT-технологиями)
- Плавающая заработная ставка и действительно высокий порог вхождения
За несколько месяцев переквалифицироваться из учителя в онлайн-преподавателя еще реально, но стать полноценным экспертом с нуля не выйдет даже при сильном желании.
Как стать преподавателем в онлайн-школе?
Подготовиться к работе c нуля — то есть, без багажа экспертных знаний — невозможно. Но переквалифицироваться из обычного учителя в онлайн-преподавателя даже легче, чем кажется: потребуются лишь тематические курсы, на которых за 2–3 месяца расскажут, как выстраивать общение с аудиторией, какие сервисы обязательно понадобятся в работе и по какому сценарию сотрудничать с работодателями или же со студентами напрямую.
Платные курсы
Менять квалификацию онлайн-преподаватели с опытом рекомендуют или на сайте Skillbox, или же используя методические материалы от OTUS. Но, если же желания сразу заплатить за знания еще не появилось, то промежуточным вариантом вполне способен стать курс от партнеров Федерального проекта «Содействие занятости»:
- Онлайн-репетитор: фундаментальный курс от Skillbox, способный всего за один месяц подготовить офлайн-специалистов к работе в дистанционном режиме. Школьные преподаватели, визажисты, блогеры, нутрициологи и маркетологи — у тех, кто мечтает делиться знаниями с аудиторией (вне зависимости от сферы деятельности) появится возможность разобраться в принципах проведения занятий в интернете, а заодно в сценариях взаимодействия с аудиторией
За месяц будущие онлайн-репетиторы научатся разрабатывать собственные курсы, привлекать студентов и проектировать онлайн-среду, включающую выбор подходящих платформ для связи и инструментов для проверки знаний. Включает учебная программа еще и несколько дополнительных факультативов, связанных с продвижением в социальных сетях (VK, Telegram) и использованием сервисов LMS: iSpring, CORE, «Эквио».
- Онлайн-преподаватель: 2-ух месячный курс от OTUS подробно рассматривает инструменты и методики профессионального преподавания и планирования занятий с последующей мотивацией студентов и проверкой знаний. Учебная программа во многом нацелена на преподавателей ВУЗов и школ, репетиторов, а еще — экспертов, решивших сменить сферу деятельности и поделиться накопленным опытом с начинающими специалистами. Но вполне подойдет еще и методистам с продюсерами
Обучение в OTUS разделено на этапы и включает знакомство с индустрией, разработку программ обучения, а вместе с тем отработку целого набора практических навыков, вроде проектирования занятий, интеграции необычных техник общения прямо на вебинарах. Финальная часть курса связана с защитой выпускного проекта и подготовкой к трудоустройству.
- Онлайн-преподаватель: от разработки курса до запуска онлайн-школы. Не теряющий популярности курс от образовательного центра Edutoria, нацеленный на педагогов и школьных учителей, решивших за полтора месяца переквалифицироваться в онлайн-преподавателей. Обучение проходит онлайн и включает знакомство и с Hard, и с Soft-скиллами: будущие специалисты научатся планировать занятия, разрабатывать контент для онлайн-курсов, а еще сопровождать студентов и даже отрабатывать появляющийся негатив
Учебная программа теоретически подойдет и бизнесменам, решившим организовать собственную онлайн-школу и привлечь заинтересованную аудиторию. Похожие сведения разбираются в последних блоках онлайн-курса и доступны в нескольких методических материалах. Финальный этап обучения — защита дипломного проекта.
Бесплатные курсы
Стать онлайн-преподавателем вполне реально и без прохождения платных онлайн-курсов: необходимые знания встречаются в сети и в свободном доступе. Например, на страницах образовательного центра «Мой университет» практически беспрерывно появляются ссылки на учебные программы для тех, кто заинтересован в повышении квалификации или же мечтает разнообразить знания.
Альтернативный источник знаний — «Алтайский Государственный Университет», который постоянно проводит открытые курсы для всех желающих:
- «Цифровая культура»
- «Деловое общение»
- «Конфликтология»
У тех, кому недостает Soft-скиллов появится шанс быстро заполнить пробелы в знаниях.
О проведении занятий в онлайн-режиме подробно рассказывают и на сайте Stepik: курс «Цифровой педагог» научит общаться с аудиторией и выстраивать рабочий поток, учебная программа «Как стать успешным дистанционным преподавателем» научит не тратить силы и время зря, а благодаря подборке «Проектирование цифровых образовательных продуктов» специалисты перестанут тратить время на поиски ненужной или уже неактуальной информации.
Сведений недостаточно? Вот еще парочка рекомендаций:
- «Цифровые технологии в образовательном процессе»
- «Как разрабатывать увлекательные онлайн-курсы»
- «Приложения и сервисы для учителя»
- «Курс по развитию компетенций»
Telegram-каналы, книги и форумы для преподавателей
Часть книг, связанны с образовательной средой, например:
- «Искусство обучать. Как сделать любое обучение нескучным и эффективным» от Джули Дирксен
- «Искусство объяснять» от Ли ЛеФевер
- «Научить невозможному» от Оакли, Сейновски и Роговски
- E-Learning от Майкла Аллена
- «Нейронаука для обучения и развития» от Коллинза
Схожая ситуация и с Telegram-каналами:
- «Образование, которое мы заслужили» от команды SkyEng
- «Живое обучение» с рекомендациями по взаимодействию со студентами
- «Тренды образования» повысят шансы не запутаться в трендах и найти собственное место в индустрии
Но для повышения квалификации и знакомства с необычными техникам ведения занятий стоит обратиться уже на следующие каналы:
- «Уроки истории с Тамарой Эйдельман»
- «Живое обучение»
- «Списать не получится»
- «Незаслуженный учитель России»
И еще: стать на шаг ближе к профессии мечты точно помогут советы от бывалых учителей, которые несложно найти на тематических форумах — например, на сайте «Педсовет» или «Преподавателям». Никакого академизма и лишнего снобизма — лишь проверенная информация из первых рук.
Заключение
Онлайн-преподаватели востребованы на рынке труда (сотни вакансий на сайтах рекрутинговых агентств и тысячи предложений на биржах фриланса) и занимают верхнюю строчку популярности в сфере цифрового образования, ведь без экспертов не понадобятся ни методисты, ни продюсеры. Спрос на специалистов действительно высокий, но и требований не меньше — журналы и отчеты виртуальным педагогам предстоит сменить на Zoom и Google Classroom, а общение с классом заменить на индивидуальные и групповые консультации и вебинары.
И подобные перемены понравятся далеко не всем — у кого-то обязательно появится желание чаще общаться со студентами, а кто-то соскучится по коллегами. Но, как подсказывает практика, совсем необязательно менять профессию полностью — никто не мешает лишь проводить дополнительные занятия в сети в качестве репетитора.