Профессия арт-директор уже не первое десятилетие вызывает много вопросов у непосвященной аудитории. Многие спрашивают: что делает этот креативный менеджер и почему ему так много платят? Разбираемся, кто это и в чем заключается его работа: какие у него есть обязанности и что за задачи он выполняет.
Профессия арт-директор включает два ключевых направления:
Ведение креативных проектов, контролируя все, что касается их визуальной части. Также формирование общего видения проекта, разработка концепций и ее реализация. То есть, арт-директор выступает в роли творческого стратега и визионера
Управление командой дизайнеров, художников, иллюстраторов или иных креативных специалистов, координация рабочих процессов внутри группы
Кроме того, art-director тесно взаимодействует с клиентами или аудиторией (к примеру, в некоммерческих проектах): принимает задачи и правки, собирает обратную связь и передает все это креаторам.
В своей деятельности арт-директор должен уметь совмещать творческие способности с административными навыками. Именно он распределяет задачи между сотрудниками и контролирует их результат, следит за дедлайнами этапов реализации проекта. При этом зона его ответственности почти всегда ограничивается только художественной, творческой частью.
Далее мы рассмотрим, что делает арт-директор: какие у него есть рабочие обязанности и задачи, а также преимущества и недостатки данной должности.
Их можно разделить на три основных направления: художественное (творческое), менеджмент (управление командой, коммуникация с клиентами и другими подразделениями) и техническое (какие-либо технические процессы, связанные с творческим отделом).
В должностные обязанности арт-директора входит:
Разработка общей креативной концепции проекта/продукта
Создание прототипов, макетов, эскизов и других дизайн-материалов
Авторский надзор над проектом
Презентация заказчику готового продукта/проекта
Координация работы творческого отдела, постановка и контроль соблюдения сроков выполнения задач и сдачи проектов/продуктов, ведение отчетности
Взаимодействие с заказчиками, партнерами и другими заинтересованными лицами
Участие в тендерах, бюджетирование и расчет смет, разработка маркетинговой стратегии и плана продаж, организация фотосессий и видеосъемок (опционально)
Многоплановая работа арт-директора включает задачи из трех направлений: креативного, управленческого и технического.
Креативные задачи:
Разработка концепции продукта или проекта. Выполняется совместно с другими руководителями творческого отдела: ведущим дизайнером и/или проектировщиком, креативным директором
Мониторинг трендов. Регулярный анализ рынка помогает замечать новые тренды (в дизайне, рекламе, маркетинге, геймдеве, искусстве) и находить перспективные идеи для новых продуктов/проектов
Разработка дизайна продуктов, визуальных месседжей для целевой аудитории (актуально для дизайн-студий, рекламных и диджитал-агентств)
Управление процессом верстки печатных материалов, разработка концепции фото-видео съемок, заказ иллюстраций (актуально для издательств)
Разработка концепций рекламных/маркетинговых кампаний, брендинга (актуально для маркетинговых агентств и отделов маркетинга)
Задачи менеджмента:
Формирование команды. Арт-директор решает, какие специалисты нужны для работы над продуктом/проектом, и проводит их отбор: участвует в собеседованиях с кандидатами
Планирование этапов рабочего процесса, постановка задач креаторам, контроль сроков и результатов их выполнения
Заказ услуг на аутсорсе: делегирование задач внештатным специалистам
Взаимодействие с клиентами, партнерами, другими подразделениями и структурами (отделом маркетинга, продаж), а также вышестоящим руководством
Бюджетирование. Оценка итогового бюджета проекта, расчет расходов на ресурсы, зарплаты и другие категории
Составление отчетов: о ходе выполнения проекта, его результатах, затраченных средствах
Технические задачи:
Коммуникация с разработчиками, тестировщиками или другими специалистами по техническим вопросам
Знание и применение специализированного ПО (программ для графического дизайна и прочих)
Поиск и тестирование технических решений, необходимых для реализации проекта
Участие в разработке техдокументации для художников, дизайнеров, иллюстраторов, проектировщиков
Зарплата арт-директора зависит от его специализации, опыта и места работы. На старте карьеры в должности помощника он может рассчитывать на сумму от 30 000 до 40 000 рублей в месяц, а опытные специалисты зарабатывают гораздо больше — от 100 000.
В разных сферах арт-директорам также платят по-разному:
Чаще всего арт-директоры требуются в отраслях, связанных с дизайном, рекламой и маркетингом: дизайн-студиях, веб-студиях, студиях анимации, диджитал-агентствах, маркетинговых и брендинговых агентствах.
Кроме того, арт-директора высоко ценятся в области искусства: киноиндустрии, театрах, fashion-индустрии, выставочных центрах, галереях, музеях. Очень перспективным местом трудоустройства для них считается индустрия разработки игр (геймдев) и программного обеспечения.
Также креативных руководителей охотно берут в СМИ и медиа-бизнес: издательства, PR-агентства, телеканалы. Еще в списке актуальных для них направлений деятельности присутствуют ивент-агентства, предприятия ресторанного и гостиничного бизнеса, шоу-бизнес.
Интересная и оригинальная работа для тех, кто хочет реализовать свой творческий и административный потенциал
Разноплановые, часто нестандартные задачи и обязанности с минимумом рутины
Широкие перспективы для профессионального развития и карьерного роста
Богатый выбор потенциальных мест работы
Высокий уровень зарплат
Большая степень ответственности — art-director непосредственно отвечает за результат проекта или продукта
Нужно эффективно совмещать творческое руководство с управлением людьми и интенсивной коммуникацией с заказчиками/партнерами/аудиторией
Риск быстрого выгорания
Нужно иметь базовые знания и навыки во многих сферах: дизайне, менеджменте, маркетинге, авторском праве
18 оценок, среднее 4.7 из 5