Что такое VR
Виртуальную реальность (Virtual Reality) можно описать как несуществующий (ненастоящий) мир или среду, синтезированную с помощью современных технических средств.
Разработчикам удалось достичь достаточно высокой детализации предметов, которые имеют максимальное сходство с реально существующими аналогами. Используя совместимое оборудование (очки, шлемы, перчатки, тактильные костюмы), человек погружается в эмуляцию, взаимодействуя с несуществующими объектами в настоящем времени.
Не стоит путать VR с дополненной реальностью. В первом случае имеется в виду полностью созданная «с нуля» обособленная система, а во втором — объекты, которые вступают в симбиоз с существующими предметами.
История появления VR-технологии
Термин искусственная реальность впервые был придуман американцем Майроном Крюгером, который был автором первых интерактивных рисунков еще в конце 60-х годов минувшего века. Примерно в это же время польский писатель и философ Станислав Лемм использовал понятие «фантомология» в своем произведении «Сумма технологии». Термин обозначал вымышленную среду, в которой разумные существа могли общаться между собой, как в настоящем мире.
В 70-х годах в США появляются первые симуляторы на базе компьютерной графики, которые погружали пользователя в подготовленную эмуляцию. Уже через 10 лет появляются рабочие системы, которые позволяли взаимодействовать с синтезированными предметами движением пальцев и кистей рук.
Термин «виртуальная реальность» был введен ученым Джароном Ланье в 1989 году, фактически через 30 лет после зарождения концепции VR.
Типы VR
Синтезированное окружение привлекает своей автономностью и высокой детализацией. Ненастоящие предметы взаимодействуют между собой согласно законам физики. В некоторых случаях пользователь получает дополнительные опции, не типичные для реального мира. Простой пример: полет, левитация и другие способы свободного передвижения в воздухе без специального оборудования.
В зависимости от технической оснащенности и совместимой инфраструктуры, VR бывает двух типов:
- С полным погружением. Сложное оборудование генерирует реалистичную эмуляцию, в которой пользователь взаимодействует с объектами с помощью визуализации, аудио и тактильных ощущений
- С частичным погружением. Оборудование воспроизводит визуальные и аудиоэффекты. Подходит для игр и развлечений, а также для подробного изучения трехмерных объектов
VR — это большой потенциал, который еще не полностью раскрыт по техническим причинам. С развитием технологий появится больше перспектив использования искусственного окружения в промышленности, науке, а также в качестве инструмента социального общения между пользователями.
Плюсы и минусы VR-технологий
VR имеет свои положительные и отрицательные качества, которые стоит учитывать при взаимодействии с созданной средой.
Преимущества:
- Реалистичность. Пользователь взаимодействует с предметами так, как будто они существуют на самом деле
- Технологичность. С помощью эмуляций можно создавать различные модели и изучать их взаимодействие в конкретных условиях, не тратя ресурсы на изготовление настоящих прототипов
- Научный и образовательный потенциал. Благодаря VR разрабатываются обучающие программы разного типа. Ученые могут проводить исследования объектов, не вступая с ними в прямой контакт
Недостатки:
Среди минусов — стоимость оборудования для погружения в виртуальный мир, а также негативные воздействия на человека, выраженные в таких проблемах:
- Потенциальная зависимость. Эмуляции бывают очень красочными и реалистичными. У пользователя появляются расширенные опции, которых нет в реальном мире. Это стимул постоянно находиться в придуманном окружении
- Социальная изоляция. Длительное нахождение в придуманном мире может привести к отрешенности, бездействию в реальном мире, пренебрежению своими обязанностями
- Проблемы со здоровьем. Постоянное пребывание в виртуальной реальности несет дополнительную нагрузку на глаза и мозг. Сниженная физическая активность ослабляет иммунитет и приводит к различным заболеваниям
Избежать негативных последствий можно с помощью дозированного погружения в эмуляцию, а также благодаря контролю длительности сеансов.
Важную роль в преодолении недостатков технологии играет психологическая подготовка пользователя и понимание, что это ненастоящий мир.
Применение VR-технологии
Области применения эмуляции обширны, а учитывая не полностью раскрытый потенциал, возможности могут меняться и дополняться. Рассмотрим несколько отраслей, где технология получила наибольшее распространение.
Кинематограф
Все чаще в киноиндустрии используют во время съемок элементы синтезированного окружения. Это позволяет отображать сложные спецэффекты без участия человека, а также обеспечивать дополнительное погружение зрителя в сюжет.
Наука
Ученые получили возможность изучать сложные взаимодействия объектов на молекулярном и субатомном уровне. Реалистичные эмуляции и полный контроль позволяют проникнуть в тайны различных материй.
Обучение
Кроме интерактивных учебных курсов, создано множество тренажеров с использованием VR. Симуляторы применяются для обучения пользователей работе со сложными механизмами — от погрузчика или фуры дальнобойщика до военных машин.
Промышленность
В горнодобывающей и нефтяной промышленности успешно внедряют синтезированные модели месторождений полезных ископаемых. Архитекторы создают здания без траты средств на уменьшенные копии или рабочие прототипы. Технологию применяют в автомобильной, авиационной, военной промышленности, в кораблестроении и других отраслях.
Игры
Для погружения в вымышленный мир геймеры используют очки, шлемы, перчатки и тактильные костюмы. Оборудование обеспечивает визуализацию трехмерного контента, позволяя ощутить себя частью вымышленного окружения через взаимодействие с различными предметами и другими персонажами.
Актуальность VR-технологии
Высокий потенциал, заложенный в VR, позволяет использовать технологию во многих направлениях. Это минимизирует временные и финансовые траты, а также облегчает различные процессы (обучение или научные изыскания).
Учитывая потенциал и нераскрытые возможности VR, ее актуальность стабильно растет, открывая все новые отрасли применения. Набирает популярность профессия VR-разработчика, освоить которую можно на специализированных курсах.
Выводы о VR
Виртуальная реальность применяется в науке, промышленности и в сфере развлечений. Искусственно созданная оболочка помогает ученым, архитекторам, военным, конструкторам, а также людям с ограниченными возможностями или пациентам на реабилитации.
Несмотря на широкие технические возможности, длительное взаимодействие с искусственной средой может нести вред физическому и психическому здоровью. Правильный подход и ограниченное использование технологии помогает извлечь максимум преимуществ и избежать негативных последствий.