Как научиться играть в шахматы
Шахматы известны с далекой древности. Исследователи полагают, что первые партии были сыграны много столетий назад в Индии. Если ближе познакомиться с правилами, становится понятным, почему игра не теряет популярности столько лет. В основе сюжета, пожалуй, главные «развлечения» человечества — война, интриги и борьба за власть. Король либо побеждает, либо умирает. Шах или мат.
Становление игры
Шахматы — настольная стратегическая игра для двух игроков. Встречаются варианты соперничества между двумя группами шахматистов. Популярны сеансы одновременной игры.
Первый «прародитель», чутаранга, появилась в VI веке на территории полуострова Индостан. Далее распространились в странах Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. В X веке об удивительной игре заговорили в Европе. Классические правила сложились в XV веке.
Факт: До того как шахматы попали в Европу, ферзь считался помощником шаха и перемещался так же. Ситуацию изменила правительница Испании Изабелла Кастильская, которая прославилась самоотверженной защитой собственного мужа Фердинанда Арагонского. В память о заслугах госпожи Луис Рамирес де Лусен, написавший старейший сохранившейся свод правил, внес изменения. В Европе ферзя стали называть королевой, которая навсегда осталась ярой защитницей супруга.
Правила
♟️ Игровое поле (шахматная доска) разделена на 64 клетки, черного и белого цветов. Отдельные клетки можно тоже именовать полями.
♟️ Игровое поле (шахматная доска) разделена на 64 клетки, черного и белого цветов. Отдельные клетки можно тоже именовать полями.
Ряды квадратов называются:
-
Горизонталями. Расположены параллельно начальным шеренгам фигур и обозначаются цифрами 1-8
-
Вертикалями. Размещены перпендикулярно горизонталям и промаркированы буквами латинского алфавита a-h
♟️ Клетки обозначаются буквенно-цифровой комбинацией. Для игрока, играющего белыми, нижнее левое поле будет а1, противоположный угол — h8.
♟️ Ряды клеток, расположенных наискосок, именуются диагоналями. Диагонали a1-h8 и h1-a8 состоят из максимального числе полей (восьми) и называются большими.
Значение и особенности фигур
Варианты ходов освоить не так сложно. Потребуется меньше часа. Главное вовсе не это. Для победы важна правильная стратегия. В начале у каждого соперника по 16 фигур. Белые и черные расположены друг напротив друга на 1-2 и 7-8 горизонталях соответственно.
Значение:
-
Король. Главный охраняемых объект. Перемещается на одну позицию по любому направлению (вверх, вниз, вбок и наискосок). Во взаимодействии с ладьей способен делать маневр «рокировка». Требует постоянной защиты. Угроза врага называется «шах» и требует немедленной реакции. Король отводится в безопасное место или «прикрывается грудью» ближайшего подданного. Также нельзя переходить на позицию, находящуюся «под боем». «Смерть» короля или «мат» означает поражение. Такая ситуация возникает, если отойти некуда, а прикрыться нечем. Возможно положение, когда у игрока не остается ни одного легитимного хода, но королю не объявлен шах. Это называется «пат» и партия объявляется ничьей.
-
Ферзь (в большинстве языков — Королева). Ходит в прямом смысле, как хочет. Дальность перемещения по вертикалям, горизонталям и диагоналям не ограничена. При этом «поверх голов» подданных и врагов перемещаться не дозволяют нормы королевских приличий
-
Ладьи. В шахматах ладьи напоминают крепостные башни. Отсюда второе название — туры. Ходят на задуманное расстояние по горизонтали или вертикали. При этом через других «прыгать» нельзя
-
Слоны. Ходят по свободной диагонали, притом только по тому цвету, который занимают изначально. У каждого игрока есть белопольный и чернопольный слон.
-
Кони. Выглядят как одноименные животные. «Скачут» в том числе через других в задуманном направлении буквой «Г» на две клетки по горизонтали или вертикали и на одну по вертикали или горизонтали
-
Пешки. Их всего 8. Перемещаются на одну позицию вперед и только по направлению к лагерю соперника В начальном положении могут сделать «длинный» шаг сразу на два поля.
Пешками дорожат меньше других. Ценность пехотинца увеличивается по мере приближения к последней линии. Достигнув цели, как в истории о Золушке, пешка превращается в любую другую фигуру, кроме короля. Наличие действующей фигуры превращению не мешает. На доске теоретически может появиться 9 ферзей или 10 слонов одного цвета.
Понятие хода
Ходом называется перемещение фигур на шахматной доске. Если игрок желает поправить фигуры на поле, то соперник предупреждается об этом. В противном случае действует правило «Взялся — ходи»: при прикосновении игрок обязан ходить первым, до чего дотронулся.
♟️ Ход считается сделанным когда:
-
Фигура перемещена на другое поле и убрана рука
-
Проведена рокировка и рука игрока опустила ладью
-
Шахматист побил фигуру противника и поставил собственную
-
Превращается пешка и на поле появилась другая фигура
Совет: Внимательно изучите поле, на которое хотите пойти, убедитесь, что оно не находится под боем неприятельских фигур. Необдуманное решение часто приводит к бессмысленной потере преимущества или даже проигрышу партии. Заведомо жертвовать фигурами и пешками можно ради выгодного для себя обмена.
Стратегия
Равенство как главная ценность человечества тут не работает. Партию начинают только белые. Чтобы поступить по справедливости, часто ставка делается на удачу. В одной руке прячут белую пешку, в другой — черную. Вслепую партнер определяет сторону, за которую начнет игру.
Первыми в игру вступают пешки или кони, которые могут через них перескочить. Далее, по мере освобождения пространства, подключаются остальные фигуры. Игроки делают по одному ходу, поочередно меняя друг друга.
Совет: В начале стоит установить контроль в центре над полями d4, e4, d5 и e5. Расположенные тут деревянные бойцы попадают в наименее скованное положение, что дает преимущество.
Для того чтобы сбить вражескую фигуру, собственная ставится на освободившаяся место. При этом «жертву» убирают с доски. Для нанесения большего урона охотится следует за сильными «персонажами» противоборствующей стороны, при этом теряя слабые. Градация силы такая:
-
Ферзь
-
Ладья
-
Слон
-
Конь
-
Пешка
Король по фактической шахматной силе находится между конем и пешкой, но ввиду своего монаршего статуса в рейтинге не участвует. Возможны ситуации, когда конь в силу прыгучести оказывается сильнее, чем ферзь или ладья.
Совет: В первый ход пешка может по желанию переместиться на две клетки вперед. Используйте это свойство, если хотите быстрее занять «жизненное пространство» в собственной половине доски. При этом стоит учитывать, что выдвинутая далеко вперед пешка — уязвимая цель для противника.
Результат игры
Шахматная партия может окончиться победой одной из сторон и закончиться вничью. Победа присуждается, если королю объявлен мат или слабейшая сторона сдает партию, не дожидаясь неизбежного мата. На официальных турнирах к проигрышу ведет просрочка времени и исполнение невозможного хода.
Партия считается ничьей в следующих случаях:
-
На доске пат (нет ни одного возможного хода, но шах не объявлен)
-
Ни у одной из сторон нет достаточных сил для того, чтобы объявить мат
-
За предыдущие 50 ходов не было ни одного взятия и ни одного хода пешкой
-
Соперники трижды повторили позицию или серию ходов
В последнем случае один из игроков должен потребовать ничью, если этого не сделать, партия продолжается.
Рекомендации
Главная задача — поставить мат. Для решения задачи в начале стоит завладеть преимуществом в начале игры, постепенно прижимая соперника к краю. Такая стратегия лишит оппонента свободы действий.
Для победы нужно:
-
После каждого хода соперника анализировать новую расстановку, просчитывать вероятные угрозы, пытаться разгадать замысел
-
Стараться задействовать каждую фигуру. «Статистов» быть не должно
-
Играть с равнозначными по уровню шахматистами, чтобы сохранять интерес и интригу
-
Регулярно прорабатывать нестандартные комбинации. Совершенствоваться можно бесконечно
Переходя в наступление, не стоит забывать об обороне. Атакующие силы прикрываются с фланга или тыла. Стратегию строят так, чтобы каждая потеря заканчивалась для соперника невыгодным обменом.
Когда вражеский король окажется под боем, произнесите «шах». Противник перейдет к защите. Дальше организуйте атаку так, чтобы врагу некуда было отступать или закрыться. Достигнув цели, скажите «мат» и пожмите сопернику руку. Взаимоуважение — главный принцип игры.
На официальных соревнованиях шах и мат вслух не объявляют. Если игрок не заметит угрозу и не защитит короля, ход будет признан невозможным, и за невнимательность засчитают поражение.
Как подготовиться
Как и в других видах спорта, результат в шахматах достигается через многократные тренировки.
Факт: Шахматы — вид спорта, несмотря на интеллектуальную основу. Присваиваются аналогичные разряды и квалификации. Высшее международное звание — гроссмейстер (GM).
♟️ Варианты подготовки:
-
Регулярные партии со спарринг-партнерами. Лучше выбирать более сильных соперников и перенимать их опыт, даже проигрывая в первое время
-
Участие в любительских, а потом и в открытых профессиональных турнирах
-
Состязания с компьютером с поэтапным увеличением уровня сложности
-
Занятия по шахматным самоучителям в бумажном и электронном виде
-
Решение задач и этюдов
Благоприятно для развития навыков шахматиста изучение точных наук, преимущественно математики.
Выводы
Шахматы — это сочетание спорта, науки, искусства и игры. Каждый человек находит собственные причины снова и снова расставлять фигуры. Для одних это соревнование, азарт, другие наслаждаются эстетикой логической мысли. Несмотря на тысячелетний период существования, шахматы не утрачивают популярности. В виде приложения игра есть в каждом смартфоне. Видимо, так будет и еще через сотни лет.