Шахматы известны с далекой древности. Исследователи полагают, что первые партии были сыграны много столетий назад в Индии. Если ближе познакомиться с правилами, становится понятным, почему игра не теряет популярности столько лет. В основе сюжета, пожалуй, главные «развлечения» человечества — война, интриги и борьба за власть. Король либо побеждает, либо умирает. Шах или мат.
Шахматы — настольная стратегическая игра для двух игроков. Встречаются варианты соперничества между двумя группами шахматистов. Популярны сеансы одновременной игры.
Первый «прародитель», чутаранга, появилась в VI веке на территории полуострова Индостан. Далее распространились в странах Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. В X веке об удивительной игре заговорили в Европе. Классические правила сложились в XV веке.
Ряды квадратов называются:
Горизонталями. Расположены параллельно начальным шеренгам фигур и обозначаются цифрами 1-8
Вертикалями. Размещены перпендикулярно горизонталям и промаркированы буквами латинского алфавита a-h
Варианты ходов освоить не так сложно. Потребуется меньше часа. Главное вовсе не это. Для победы важна правильная стратегия. В начале у каждого соперника по 16 фигур. Белые и черные расположены друг напротив друга на 1-2 и 7-8 горизонталях соответственно.
Значение:
Король. Главный охраняемых объект. Перемещается на одну позицию по любому направлению (вверх, вниз, вбок и наискосок). Во взаимодействии с ладьей способен делать маневр «рокировка». Требует постоянной защиты. Угроза врага называется «шах» и требует немедленной реакции. Король отводится в безопасное место или «прикрывается грудью» ближайшего подданного. Также нельзя переходить на позицию, находящуюся «под боем». «Смерть» короля или «мат» означает поражение. Такая ситуация возникает, если отойти некуда, а прикрыться нечем. Возможно положение, когда у игрока не остается ни одного легитимного хода, но королю не объявлен шах. Это называется «пат» и партия объявляется ничьей.
Ферзь (в большинстве языков — Королева). Ходит в прямом смысле, как хочет. Дальность перемещения по вертикалям, горизонталям и диагоналям не ограничена. При этом «поверх голов» подданных и врагов перемещаться не дозволяют нормы королевских приличий
Ладьи. В шахматах ладьи напоминают крепостные башни. Отсюда второе название — туры. Ходят на задуманное расстояние по горизонтали или вертикали. При этом через других «прыгать» нельзя
Слоны. Ходят по свободной диагонали, притом только по тому цвету, который занимают изначально. У каждого игрока есть белопольный и чернопольный слон.
Кони. Выглядят как одноименные животные. «Скачут» в том числе через других в задуманном направлении буквой «Г» на две клетки по горизонтали или вертикали и на одну по вертикали или горизонтали
Пешки. Их всего 8. Перемещаются на одну позицию вперед и только по направлению к лагерю соперника В начальном положении могут сделать «длинный» шаг сразу на два поля.
Ходом называется перемещение фигур на шахматной доске. Если игрок желает поправить фигуры на поле, то соперник предупреждается об этом. В противном случае действует правило «Взялся — ходи»: при прикосновении игрок обязан ходить первым, до чего дотронулся.
Фигура перемещена на другое поле и убрана рука
Проведена рокировка и рука игрока опустила ладью
Шахматист побил фигуру противника и поставил собственную
Превращается пешка и на поле появилась другая фигура
Равенство как главная ценность человечества тут не работает. Партию начинают только белые. Чтобы поступить по справедливости, часто ставка делается на удачу. В одной руке прячут белую пешку, в другой — черную. Вслепую партнер определяет сторону, за которую начнет игру.
Первыми в игру вступают пешки или кони, которые могут через них перескочить. Далее, по мере освобождения пространства, подключаются остальные фигуры. Игроки делают по одному ходу, поочередно меняя друг друга.
Для того чтобы сбить вражескую фигуру, собственная ставится на освободившаяся место. При этом «жертву» убирают с доски. Для нанесения большего урона охотится следует за сильными «персонажами» противоборствующей стороны, при этом теряя слабые. Градация силы такая:
Ферзь
Ладья
Слон
Конь
Пешка
Король по фактической шахматной силе находится между конем и пешкой, но ввиду своего монаршего статуса в рейтинге не участвует. Возможны ситуации, когда конь в силу прыгучести оказывается сильнее, чем ферзь или ладья.
Шахматная партия может окончиться победой одной из сторон и закончиться вничью. Победа присуждается, если королю объявлен мат или слабейшая сторона сдает партию, не дожидаясь неизбежного мата. На официальных турнирах к проигрышу ведет просрочка времени и исполнение невозможного хода.
На доске пат (нет ни одного возможного хода, но шах не объявлен)
Ни у одной из сторон нет достаточных сил для того, чтобы объявить мат
За предыдущие 50 ходов не было ни одного взятия и ни одного хода пешкой
Соперники трижды повторили позицию или серию ходов
Главная задача — поставить мат. Для решения задачи в начале стоит завладеть преимуществом в начале игры, постепенно прижимая соперника к краю. Такая стратегия лишит оппонента свободы действий.
После каждого хода соперника анализировать новую расстановку, просчитывать вероятные угрозы, пытаться разгадать замысел
Стараться задействовать каждую фигуру. «Статистов» быть не должно
Играть с равнозначными по уровню шахматистами, чтобы сохранять интерес и интригу
Регулярно прорабатывать нестандартные комбинации. Совершенствоваться можно бесконечно
Переходя в наступление, не стоит забывать об обороне. Атакующие силы прикрываются с фланга или тыла. Стратегию строят так, чтобы каждая потеря заканчивалась для соперника невыгодным обменом.
Когда вражеский король окажется под боем, произнесите «шах». Противник перейдет к защите. Дальше организуйте атаку так, чтобы врагу некуда было отступать или закрыться. Достигнув цели, скажите «мат» и пожмите сопернику руку. Взаимоуважение — главный принцип игры.
На официальных соревнованиях шах и мат вслух не объявляют. Если игрок не заметит угрозу и не защитит короля, ход будет признан невозможным, и за невнимательность засчитают поражение.
Как и в других видах спорта, результат в шахматах достигается через многократные тренировки.
Регулярные партии со спарринг-партнерами. Лучше выбирать более сильных соперников и перенимать их опыт, даже проигрывая в первое время
Участие в любительских, а потом и в открытых профессиональных турнирах
Состязания с компьютером с поэтапным увеличением уровня сложности
Занятия по шахматным самоучителям в бумажном и электронном виде
Решение задач и этюдов
Благоприятно для развития навыков шахматиста изучение точных наук, преимущественно математики.
Шахматы — это сочетание спорта, науки, искусства и игры. Каждый человек находит собственные причины снова и снова расставлять фигуры. Для одних это соревнование, азарт, другие наслаждаются эстетикой логической мысли. Несмотря на тысячелетний период существования, шахматы не утрачивают популярности. В виде приложения игра есть в каждом смартфоне. Видимо, так будет и еще через сотни лет.
4 оценок, среднее 4.92 из 5