Профессия «Бизнес-аналитик»: кто это? Подробно о профессии, навыках и зарплате
Бизнес-аналитик — важная часть любой компании. Он анализирует рыночные процессы, внедряет стратегии, развивающие бизнес. Разбирались, кому подойдет такая профессия, насколько она востребована и как стать бизнес-аналитиком.
Описание профессии
Теоретически бизнес-аналитики занимаются сбором и обработкой данных, анализом деятельности организаций и внедрением стратегий развития, способных исправить обнаруженные проблемы, повысить эффективность сотрудников, систематизировать отдельные процессы.
То есть, если совсем простыми словами, то специалисты разбираются в специфике бизнеса и конкретной организации, находят неработающие элементы, а после объясняют руководству или сотрудникам, как необходимо действовать и почему.
С практической же точки зрения обязанности специалистов напрямую зависят от сферы деятельности. А уж встречаются бизнес-аналитики практически везде:
- IT-аналитик — составляет технические задания для команды, переводит задачи под «язык» программистов, команды разработки, дизайнеров и прочих участников «цепи»
- Продуктовый аналитик — рассматривает статистику выпускаемой продукции (или разрабатываемой) и разрабатывает способы увеличения спроса
- Дата-аналитик (Data Scientist) — собирает и анализирует данные с помощью языков программирования и машинного обучения, визуализирует информацию, составляет прогнозы и гипотезы экономических и финансовых процессов
- Инвестиционный аналитик — собирает сведения о востребованности бизнеса, оценивает ликвидность вложений и возможную результативность
- Аналитик бизнес-процессов — разрабатывает и внедряет стратегии, необходимые для развития бизнеса: перемены предусмотрены разные — от рекрутинга до менеджмента проектов
Встречаются и альтернативные роли, должности и позиции. Часть задач и требований размыты из-за неточной формулировки особенностей профессии, в которую многие работодатели вкладывают и автоматизацию бизнес-деятельности, и внедрение машинного обучения.
Путаница периодически приводит к хаосу на сайтах рекрутинговых агентств, а потому аналитиков ждет тернистый путь к славе…
Кому подходит или какие навыки понадобятся?
Профессия не спешит отсеивать кандидатов. Стать бизнес-аналитиком способен каждый желающий, да еще и без специфических познаний в экономике, финансах или статистике. При должном подходе даже далекие от индустрии специалисты за полгода или 12–16 месяцев смогут претендовать на вакансии Junior-уровня. Предстоит лишь заранее выбрать подходящую платформу для обучения и нацелиться на знакомство с соответствующими навыками.
Требования к бизнес-аналитикам делятся на общие (личностные) и профессиональные. Первые называют Soft Skills и делят на следующие категории:
- Аналитическое мышление. Понадобится при анализировании мира вокруг и во время поиска причинно-следственных связей. Работодатели часто подкидывают соискателям логические задачки на собеседованиях
- Критическое мышление. Аналитики обязаны рассматривать ситуацию с нескольких ракурсов, различать важное и второстепенное, а вместе с тем составлять мнение и отстаивать собственные идеи
- Системное мышление. Структурировать информацию и выделить главное — навык, способный пригодится и за пределами бизнес-аналитики, но и среди экономических и стратегических процессов спрос на подобное мастерство не меньше
- Навыки коммуникации. Общаться аналитикам предстоит с коллегами и сотрудниками, заказчиками и работодателями, руководителями отделов. Быстро и четко доносить мысли не помешает. Но еще важнее научиться «торговаться» с теми, кто находится поблизости и выдвигать альтернативные решения и идеи
- Обучаемость и риски. Аналитикам не обойтись без знакомства с рабочей спецификой, трендами и особенностями ведения бизнеса. А потому чем быстрее происходит исследование новой информации, тем лучше
6 столпов личностных качеств будущим бизнес-аналитикам предстоит разбавлять и профессиональными навыками:
- Разработка нововведений для бизнес-процессов, внедрение новых проектов
- Долгосрочное планирование для развития бизнеса в зависимости от состояния рынка
- Трансформация деятельности организации с помощью цифровых технологий
- Внедрение инструментов для обмена данными, метрик для сбора статистики
- Подготовка отчетности для анализа результатов нововведений
- Формирование спецификаций и технической документации
Периодически бизнес-аналитикам приходится заниматься и сторонними вещами: исследованием эффективности организаций, и востребованностью рынка (конкуренты, партнеры, клиента), оптимизацией отчетности и автоматизацией сбора данных, разработкой стратегий и планированием будущих нововведений. Как результат — многие навыки предстоит подхватывать налету — экспериментируя, углубляясь в тематическую литературу.
Сколько зарабатывают бизнес-аналитики?
Если рассматривать предложения, публикуемые на сайте Trud.com, то даже Junior-специалистов ждут вакансии с зарплатой от 50 000 рублей. Соискателей работодатели отсеивают по большей части по списку общих требований: начинающим бизнес-аналитикам понадобятся «высокие интеллектуальные и аналитические способности», знакомство с некоторыми языками программирования (Python) или запросов (SQL), возможность собирать и анализировать информацию, разрабатывать бизнес-стратегии.
Дополнительно понадобятся личностные качества — работоспособность, целеустремленность. Вакансии для Junior-специалистов встречаются и в Москве, и в регионах, предусмотрена частичная и полная занятость, а еще доступна работа в дистанционном режиме.
Специалистов с опытом ждут предложения с ежемесячным доходом от 120 000 рублей. Достигнуть обозначенной планки способны лишь те бизнес-аналитики, которые разбираются в бизнес-аналитике и функционировании выбранной сферы (от медицины до IT), мгновенно анализируют информацию и способны обоснованно внедрять новые стратегии и брать ответственность за принятые решения.
Насколько востребована профессия?
Спрос на бизнес-аналитиков стабильно высокий и в мире, и в странах СНГ: ежемесячно на сайтах рекрутинговых агентств публикуется не меньше 4000 вакансий, связанных с бизнес-процессами.
Половина предложений весьма ожидаемо приходится на Московскую область, но и в регионах специалистам рады — причем, и новичкам-стажерам, и Middle-аналитикам с многолетним опытом работы. Не пустуют и зарубежные рекрутинговые агентства — и в Европе, и в США аналитики по популярности не отстают от некоторых IT-профессий.
Растет и количество поисковых запросов, связанных с бизнес-аналитикой: за 2021–2022 год про профессию у поискового сервиса «Яндекс» спрашивают на 80% чаще, чем в 2019–2020. Запросы варьируются — студенты ищут вакансии, работодатели — специалистов. Спрос, как предсказывают все те же аналитики, в ближайшее время вырастет еще сильнее, даже несмотря на эпидемию вокруг. Бизнесмены и организации заинтересованы в оптимизации бизнес-процессов, привлечении клиентов и подборе подходящих сотрудников.
Плюсы и минусы профессии
Преимущества бизнес-сферы почти в 95% случаев выпускники экономических и технических вузов связывают непосредственно с «конкурентоспособной заработной платой». И зарплатная вилка действительно впечатляет — даже стажерам и Junior-специалистам платят от 50 тысяч рублей в регионах. Но кроме зарплаты профессия способна запомниться и альтернативными плюсами:
- Возможность лично реализоваться в нестандартных проектах
- Разнообразие доступных кейсов и сфер деятельности
- Сотрудничество с зарубежными коллегами и организациями
- Наличие горизонтального карьерного роста с помощью выбора новой сферы
- Периодическая или даже частая смена задач — от анализа до оптимизации
- Востребованность на рынке труда — бизнес-аналитиков ценят и ждут
Пандемия повлияла на формат работы бизнес-аналитиков: многим специалистам приходится справляться с проектами в дистанционном режиме. Удаленная работа не всем по нраву, а потому пункт пограничный — для кого-то станет дополнительным аргументом при трудоустройстве, а некоторых наоборот отпугнет.
Минусы профессии связаны все с той же размытостью границ: бизнес-аналитикам часто приходится решать второстепенные задачи или брать ответственность за действия коллег. Не менее распространена и проблема, связанная с репутацией: специалистам по бизнес-процессам периодически приходится спорить с руководителями или доказывать эффективность разработанных стратегий и идей. Не подойдет профессия и тем, кому надоедает обрабатывать много информации или быстро распределять появляющиеся задачи, в том числе и срочные.
Где обучают профессии?
Практикующие бизнес-аналитики редко рекомендуют образовательные учреждения в качестве специальной платформы для знакомства с профессией. Да, полученная раннее корочка (в особенности на технических и экономических специальностях), возможно, станет дополнительным аргументом при трудоустройстве, но не ключевым.
Работодатели намного активнее отдают предпочтение специалистам, знакомых с профессией изнутри — то есть, прошедших курсы в тематических онлайн-школах. Среди наиболее востребованных предложений выделяются следующие специальности:
1. Профессия «Бизнес-аналитик» от Skillbox: курс рассчитан на новичков, решивших за 8 месяцев разобраться в экономике и финансах, разработке стратегий и запуске бизнес-процессов. Программа разделена на тематические модули и включает практические испытания, дипломный проект и индивидуальные консультации с HR-командой Skillbox для поиска работы
Вместе с профессиональными навыками студенты подтянут и личностные качества: научатся коммуницировать с командой, разделять задачи и расставлять приоритеты и даже разберутся с английским для IT-специалистов.
2. Бизнес-аналитик от онлайн-платформы «Нетология»: 7 месячный экскурс в профессию, построенный на видеолекциях, онлайн-воркшопах и сквозных дипломных проектах, связанных со сбором и классификацией данных, планированием бюджета и прогнозированием сценариев развития бизнеса
Программа включает набор SoftSkills для новичков, знакомство с языком запросов SQL и основами стратегического планирования. Курс от «Нетологии» разработан вместе с командой Modelta: опытные консультанты станут для новичков опорой на каждом этапе обучения, а еще подберут соответствующие вакансии на рынке труда.
3. Системный и бизнес-аналитик от GeekBrains: не теряющий популярности курс от GeekBrains, поделенный на 16 месяцев интенсивной нагрузки с 2 занятиями в неделю и целым комплектом работ для портфолио. Обучает платформа по государственной образовательной лицензии и уже после выпуска помогает студентам найти подходящую работу в офисе или даже на фрилансе. Учебную программу преподаватели разделили на 3 обширных модуля и дополнили серией подготовительных курсов, связанных с контролем версий Git и внедрением в бизнес-сферу
Похожие курсы представлены и на сторонних образовательных платформах — Laba, SF Education, Hedu — многие специалисты и руководители делятся знаниями и навыками со студентами. И не всегда за деньги: в сети периодически встречаются бесплатные курсы и на английском, и на русском языках. Eric Bradlow делится знаниями о «бизнес-аналитике» через серию реальных кейсов, разделенных на еженедельные трехчасовые интенсивы (ориентировочное время прохождение программы — 6 месяцев). Русские субтитры — в комплекте.
А еще новичков и руководителей с опытом обучают профессии и в рамках онлайн-практикумов на сайте «Цифровое производство»: 40 лекций, 8 тематических блоков и сертификат в подарок.
Курсы — не единственный способ развиваться в масштабах профессии: о бизнес-аналитике рассказывают и за пределами Skillbox или GeekBrains. Хотя бы в тематических Telegram-каналах, да еще и в развлекательной форме, и без лишнего академизма:
- R4Marketing. Telegram-канал от Алексея Селезнева, руководителя отдела аналитики в Netpeak. Кроме ежедневных новостей, ссылок на методические материалы и дополнительный контент для новичков, среди публикаций встречаются вакансии, а еще — бесплатные онлайн-трансляции
- «Клуб анонимных аналитиков». Канал с профессиональным юмором, практическими приемами, кейсами и рекомендациями для начинающих специалистов сразу в нескольких областях — от маркетинга до финансов и HR
- «Инжиниринг Данных». Не теряющий популярности и актуальности канал для аналитиков и тех, кто занимается сбором и анализом данных. Ежедневно публикуются новости и ссылки на вебинары и профильную литературу, а еще — советы для новичков и вакансии для всех желающих
- «Настенька и графики». Не слишком активно развивающийся, но нестандартно оформленный канал для аналитиков, где публикуются полезные материалы и тематические зарисовки на смежные темы. Впечатляет и своеобразный «женский» взгляд на мир вокруг
- Left Join. Канал Николая Валиотти об аналитике данных. Среди публикаций — новости, рекомендации, вакансии и ссылки на специфические вебинары, лекции и практикумы
Бессмысленно списывать со счетов и классическую литературу: о бизнес-процессах, финансовых инструментах и реализации стратегий развития рассказывают многие американские и европейские аналитики. Сориентироваться в профессии намного быстрее, если держать под рукой Барбару Минто с пособием «Принцип пирамиды Минто», книги «Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора» и «Измеряйте самое важное» от Джон Дорр.
Заключение
Потребность в специалистах, способных проанализировать состояние бизнеса, а после разработать и внедрить стратегию развития, стабильно растет даже за пределами крупных российских городов. Но несмотря на нескончаемый спрос, индустрия лишь начинает развиваться и обрастать соответствующими терминами и требованиями к специалистам. Всему виной — размытое представление работодателей о профессии и бизнес-аналитиках в целом.
Подобный феномен особенно заметен при просмотре доступных вакансий: организации одновременно разыскивают и специалистов по финансовым процессам, и экспертов в области бухгалтерского учета и 1C, и руководителей, способных выстроить взаимосвязь между сотрудниками. Столь разносторонние качества каждый раз скрываются все за тем же словом — бизнес-аналитик.
Но ситуация еще поменяется — пока организации привлекают специалистов по бизнес-процессам, кажется, лишь для соответствия международным стандартам и выигрышной репутации на фоне конкурентов, а не из-за желания коренным образом повлиять на развиваемый бизнес. Но возможно, уже к 2025–2027 году бизнес-аналитики станут той самой опорой при выявлении проблем бизнеса и в моменты внедрения нестандартных стратегий.