Фрилансер — кто это и чем занимается: обзор
Слово «фрилансер» давно вошло в обиход современного человека. Но не все до конца понимают, что из себя представляет человек, работающий на фрилансе. Разбираемся, какие профессии подходят для фриланса и в чем преимущества работать в таком формате.
От слова «свобода»
Он сам себе хозяин — ищет заказы и выполняет их. Фрилансер обычно не получает фиксированную зарплату — живет от оплаты до оплаты. Опытные фрилансеры имеют постоянных заказчиков и не испытывают нужды в клиентах.
Кто же эти свободные люди? Да вот они, вокруг нас. Фрилансером может стать любой человек, который является специалистом в своей сфере. Обычно это интернет-специалисты (копирайтеры, программисты, маркетологи), люди творческих профессий (журналисты, фотографы, дизайнеры (подробнее о специальностях напишем ниже).
Для работы фрилансеру нужна собственная голова, компьютер с интернетом, чтобы искать информацию, выполнять задание и отправлять заказчику.
Формы работы фрилансера
- Непостоянный заработок, разовые задания. Как правило, это новички или те, кто совмещает основную работу и фриланс
- Несколько постоянных клиентов, которые регулярно дают новые заказы. Так живут большинство фрилансеров. Когда сумма моего заработка от трех таких клиентов превысила зарплату в офисе, я ушел оттуда. А потом нашел еще нескольких стабильных заказчиков — и жизнь заиграла новыми красками
- Стабильный заработок на длительное время. Если фрилансер находит постоянного заказчика с определенным объемом работы (например, писать по 3 статьи в блог каждую неделю, делать 2 лендинга в месяц) — он вытянул счастливый билет и обеспечил себя работой на долгое время. Многие заказчики заключают с фрилансером договор найма или о возмездном оказании услуг — так надежнее
- Регистрация ИП. Если работаете фрилансером уже долгое время, получаете стабильный доход и в ближайшее время не собираетесь возвращаться на обычную работу — можно зарегистрировать ИП. Так вы обезопасите себя от проблем с налоговой и привлечете крупных заказчиков, которые порой остерегаются работать с частниками
Не путать фриланс и удаленную работу
Давайте сразу проясним: фриланс и удаленка — это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Сотрудник на удаленной работе входит в штат, с ним заключен договор, он платит налоги с зарплаты и имеет социальную поддержку. А самое главное — он выполняет приказы непосредственного начальника.
То есть делает то же, что и на обычной работе, только удаленно. Фрилансер же таких радостей лишен (если только не оформляет договор с организацией) — он работает сам на себя. Заказчик — не его руководитель, он равноправный участник процесса под названием «выполнить заказ».
Плюсы работы фрилансером
Мало кто из успешных фрилансеров возвращается на работу в офис. Фриланс — это образ жизни, к которому привыкаешь и не хочешь менять его. Итак, основные плюсы работы фрилансером:
- Вы сами решаете, когда и сколько работать. Хотите по строгому графику — например, с 10 утра до 6 вечера — пожалуйста. С утра не можете проснуться, а после обеда мозг кипит идеями? Не вопрос, садитесь за компьютер после двух и работайте допоздна. В выходные нет планов, но есть работа — отлично, мало денег не бывает. Фрилансер сам строит свой рабочий день и решает, когда отдохнуть, заняться делами или пообщаться с семьей
- Вы экономите время. Езда до офиса и обратно съедает кучу времени, особенно если вы живете в большом городе. Да и сам процесс сборов отнимает драгоценные минуты
- Вы экономите деньги, потраченные на проезд до работы или бензин, обеды в столовых и кафе, деловую одежду. Женщины поймут: если в офис нужно было краситься каждый день, то дома можно походить и не при параде. Косметика служит теперь в 2-3 раза дольше
- Вы можете работать из любой точки мира, был бы ноутбук и вайфай. Если живете в маленьком поселке — не обязательно ездить на работу за много километров в город. Сидите дома, любуйтесь природой и зарабатывайте. А еще можно много путешествовать, совмещая отдых с работой. Многие фрилансеры, уволившись с постоянного места работы, осуществили свою мечту и регулярно отправляются в поездки. Раньше они себе не могли такого позволить а теперь свободны от графиков, отпусков, двух выходных в неделю. Все 365 дней в году ваши
- Вы можете работать с людьми без привязки к месту. Вашими клиентами могут стать люди из других городов и со всего мира — если вы хорошо знаете языки. Если найдете заказчиков из столицы или иностранцев — поздравляем, эти ребята больше платят, расценки в мегаполисах совсем другие
- Вы постоянно развиваетесь. Без этого просто никак: чтобы быть востребованным специалистом, нужно постоянно мониторить новости рынка, отслеживать последние тенденции, изучать специальную литературу. Тренды очень быстро меняются, клиенты выдвигают новые требования — нужно им соответствовать
Минусы работы фрилансером
Только не надо думать, что фриланс — райское место, где текут молочные реки с долларовыми берегами. Есть здесь и своя ложка дегтя. Вернее, целых пять:
- В начале пути придется поработать за копейки. Известные копирайтеры Дмитрий Кот и Петр Панда тоже начинали с малого — когда раскручивались на рынке и обрастали клиентами. Если вы не готовы в течение первого года (и это минимум) получать меньше, чем на стабильной работе — тогда лучше не рисковать
- Бывают перебои с работой. Даже если вы опытный специалист и имеете кучу постоянных клиентов, иногда возникают ситуации «то густо, то пусто». Нужно быть готовым к этому и, если заказов мало, постоянно мониторить разные варианты, искать клиентов. Это тоже работа — вложения в будущее, ведь если вы отлично справитесь с работой, клиенты могут стать постоянными
- Нет социальных гарантий. Покидая официальную работу, вы теряете трудовой стаж, вам никто не оплачивает больничный и лечение. Вы не получаете льготы и субсидии. Для государства вы как отрезанный ломоть, который мало того что не работает — еще и налоги не платит. Правда, есть выход — зарегистрировать ИП, отчислять все необходимые налоги и спать спокойно. Но будьте внимательны: отчисления могут отщипнуть немалую часть ваших доходов
- В определенный момент начинает не хватать общения. О коллегах вспоминаешь с умилением, о корпоративах — с сожалением и грустью. Теперь вы основную часть времени проводите дома, в четырех стенах. Совет: чаще выбирайтесь на природу, путешествуйте (совмещая с работой), двигайтесь
- Проблемы со здоровьем. Долгое сидение за компьютером еще никому не пошли на пользу. Возможен набор веса (вы потребляете калорий намного больше, чем тратите), проблемы со спиной. Решение тут одно: больше двигайтесь, выделяйте время для занятий спортом, йогой, растяжками
- Фриланс категорически не подходит для людей без силы воли. Если вы любите прокрастинировать (откладывать решение задач до победного), срывать сроки, тупить в интернете вместо работы, предпочитаете крепкий сон очередному заказу — лучше не начинайте. Фриланс — только для людей с железной самодисциплиной. И точка
Какие профессии подходят для фриланса?
Проверили себя? Точно хотите стать фрилансером? Тогда начинаем курс молодого бойца: рассказываем, какие профессии наиболее востребованы во фрилансе:
- Программист. В рунете сотни тысяч сайтов — все они сделаны программистами. Заказчики покрупнее обращаются в студии и агентства, тот, кто хочет сэкономить — идет к частникам-фрилансерам. Программист пишет коды будущего сайта, использует готовый шаблон или делает дизайн самостоятельно
- Веб-дизайнер. Делает дизайн сайта — накладывает на строчки кодов красивые картинки. А также продумывает навигацию, интерфейс, оформляет главную страницу и основные разделы, продумывает типографику, интегрировать на сайт приложения и виджеты. Программист и дизайнер в одном флаконе — это вебмастер, который делает сайты под ключ
- Копирайтер. Если есть сайты — для них требуется писать тексты. Вот этим и занимается копирайтер. Вариантов много: информационные статьи, коммерческие продающие тексты, новости, карточки товаров для интернет-магазинов, SEO-тексты. Если у вас есть опыт работы журналистом или просто легкое перо — попробуйте, начните с легких текстов, постепенно освоите нюансы профессии и сможете писать для любого издания
- SEO-специалист. SEO-специалист занимается продвижением сайтов в поисковиках. Для этого создает семантическое ядро с ключевыми словами, прописывает метатеги, делает перелинковку страниц, размещает ссылки на сайт со сторонних ресурсов, проводит аудит сайта, оптимизирует устаревшие страницы, иногда пишет SEO-тексты
- SMM-менеджер. Ведет группы и паблики в социальных сетях, создает контент-план и рекламные кампании, определяет стратегию развития группы, отвечает за репутацию бренда в сети, отсекает негатив. Часто SMM-щики являются еще и администраторами группы: создают и публикуют контент, проводят опросы, общаются с подписчиками
- Директолог. Настраивает контекстную рекламу в Яндекс.Директ: подбирает ключевые слова, по которым пользователи будут находить сайт, составляет рекламное объявление, подбирает географию и целевую аудиторию показов, определяет рекламный бюджет
- Таргетолог. Настраивает рекламу в соцсетях: подбирает целевую аудиторию по определенным параметрам: пол, возраст, образование, город проживания и так далее
- Люди творческих профессий. Фотографы, дизайнеры, художники тоже могут работать фрилансерами. Желающие заказать свой портрет, отредактировать фото, создать картинку для паблика в соцсетях найдутся всегда
Где искать заказчиков?
Вот мы и подошли к самому главному. Клиенты из воздуха не возьмутся — вам придется искать их самостоятельно:
- На биржах фриланса. Это самый первый уровень — если вы новичок, начните знакомство с профессией с бирж. Да, платят там мало — например, копирайтеру-новичку предложат работать по 5-30 рублей за тысячу знаков. Просто стисните зубы, терпите несколько месяцев и нарабатывайте рейтинг, чтобы брать более серьезные и дорогие заказы. Если войдете во вкус — за эти месяцы научитесь писать самые разные тексты, ознакомитесь с основами SEO и научитесь отличать адекватных заказчиков от перекупщиков (тех, кто покупает тексты за копейки и продает их потом втридорога)
- На профессиональных форумах. В сети есть сообщества программистов, дизайнеров, копирайтеров. Помимо обсуждений на профессиональные темы, на многих форумах есть разделы вакансий. Там можно найти заказ, и цену скорее всего предложат выше, чем на биржах. Можно и самим предлагать свои услуги — так вас быстрее заметят
- В тематических сообществах в соцсетях. Например, во «ВКонтакте» есть множество групп фрилансеров. Это и общие группы для всех профессий, и тематические сообщества (программистов, копирайтеров, репетиторов). Вакансии публикуются прямо на стене группы или в обсуждениях — это могут быть как разовые заказы, так и долгосрочная удаленная работа. Цены варьируются, но будьте готовы предоставить свое портфолио — заказчик тоже не хочет покупать кота в мешке
- По сарафанному радио. Если вы удачно справились с заказом, клиент может рекомендовать вас своему другу или партнеру. Теперь все в ваших руках: можете называть свои условия
Как проходит процесс работы?
- Вы связываетесь с заказчиком, обсуждаете детали заказа, сроки исполнения, размер гонорара. Обязательно просите выслать ТЗ или бриф — это поможет понять, что именно хочет видеть клиент. Например, если говорим о текстах — уточните, для какой целевой аудитории пишется статья, какова ее цель (проинформировать читателя, продать товар), где она будет публиковаться. Также попросите клиента, чтобы он прислал примеры текстов, которые ему нравятся
- Делаете работу в соответствии с ТЗ
- Присылаете заказчику на согласование. Возможно, он захочет внести изменения — это его право
- Вносите правки и сдаете итоговую работу
- Получаете деньги
Несколько советов напоследок
Совет 1: больше уверенности! Даже если у вас пока нет опыта — вы же рассматриваете себя в качестве фрилансера, значит, чувствуете в себе потенциал.
Совет 2: не снижайте ценовую планку. Если уж берете за дизайн сайта от пяти тысяч, а за текст — от тысячи рублей, не работайте за меньшую сумму. Да, бывают дни затишья, когда кушать хочется, а заказов нет, и вы в панике начинаете хвататься за любую работу. Не надо! Моя практика показывает, что потом обязательно придут выгодные клиенты, а вы вынуждены будете разгребать копеечные заказы и тратить время.
Совет 3: не хватайтесь за все подряд, найдите свою нишу. И снова пример по текстам: редко у кого получается стать универсальным специалистом, который с одинаковой легкостью пишет продающие тексты, новости, статьи для блогов. В начале пути стоит попробовать поработать в каждой нише, а потом выбрать то, что легче всего дается. Так работа будет приносить удовольствие.
Совет 4: берите предоплату. Особенно у тех, с кем работаете впервые. Чем хороши биржи фриланса — вы застрахованы от недобросовестных заказчиков, свои деньги получите в любом случае. Но и вне биржи есть способы проверить, не обманет ли вас клиент. Загуглите его имя и фамилию в поисковике — если дело неладно, вы увидите жалобы и стоны обманутых фрилансеров. Вступите в сообщества в соцсетях — в каждом из них есть черные списки заказчиков. Изучите их, обезопасьте себя по максимуму!
В заключение
Надеемся, мы ответили на все ваши вопросы. Давайте подведем итоги. Фрилансер — кто это? Человек, который работает на себя, сам планирует свое время и может брать заказы из любой точки мира. В то же время он не связан отношениями с Трудовым кодексом: не получает постоянный оклад, социальные гарантии, пенсионные отчисления.
Профессий фрилансера множество: осталось определиться, что вы умеете лучше всего, и монетизировать свои умения. Искать заказчиков можно на биржах, тематических форумах и в соцсетях или по сарафанному радио. Когда наберетесь опыта — клиенты будут искать вас сами.
Словом, все просто: хочешь быть фрилансером — будь им! И пусть все получится!