Что такое финансовая модель
Это табличные данные, отражающие взаимосвязанные друг с другом показатели финансового состояния компании, с пояснительной аналитической запиской. Такая таблица показывает, что влияет на чистую прибыль и как ее увеличить. Собственникам бизнеса она помогает контролировать развитие и зарабатывать с учетом наиболее доходных стратегий. Кредиторам – оценить состояние и определить целесообразность выдачи займа.
Говоря простыми словами, это не отчет бухгалтера и не бизнес-план. Это показатель того, можно ли увеличить прибыль и если да – за счет чего это сделать.
Примером является воронка продаж. По ней можно оценить эффективность работы каждого канала (сайт или офлайн продажи), понять, в какой момент уходят потенциальные клиенты и что на это может повлиять. Также ФМ помогает увеличить конверсию в покупку.
Структура
В разных финансовых моделях используют свои показатели, но условно их можно разделить на такие группы:
-
Реальный оборот
-
Расходы
-
Чистая прибыль (доход минус расход)
-
Показатели движения денежных потоков
-
Потенциальные возможности
На примере воронки продаж можно оценить, какие параметры влияют на покупательскую способность и сумму выручки. Это количество покупок, средний чек, число покупателей, цена товара.
Такая система анализа и планирования применима и эффективна в любой сфере.
Главное – отражать реальные показатели и правильно оценивать факторы влияния.
Обычно ФМ делают на 12 месяцев. Это удобный для расчета период, позволяющий «охватить» несколько показателей рентабельности и убыточности. Можно делать расчет и на другие сроки — 6 месяцев или 5 лет, но оптимальным является именно годовой баланс.
Для подготовки используют Google Таблицы или Excel. Для работы нужно знать, как работать с формулами, чтобы установить взаимосвязь показателей между собой.
Какие есть виды модели
В корпоративной среде применяют 10 основных типов таблиц, каждая из которых позволяет моделировать ситуацию с учетом конкретной специфики бизнеса.
1. Модель трех отчетов
Базовый пример, в основу которого положены 3 отчета:
Все три показателя взаимосвязаны формулами и при изменении любого из них соответственно меняются и итоговые результаты.
2. DCF
Используется для оценки стоимости бизнеса. DCF расшифровывается как Discounted Cash Flow (англи. — дисконтированный денежный поток). Это прогноз свободного денежного потока компании, приведенного за счет дисконтирования к сегодняшнему дню. Дисконтирование происходит по разным причинам, но основная — альтернативная доходность, то есть деньги сегодня стоят дороже, чем завтра.
3. Слияние и поглощение
Это процесс объединения активов двух и более компаний, в результате которых происходит рост предприятия или изменение его стратегии для увеличения доходности.
4. IPO
Проведение оценки перед выходом на биржу. Специалисты проводят сравнительный анализ собственной компании и конкурентов для того, чтобы определить, насколько доходной будет продажа акций и какие показатели влияют на торги акциями на вторичном рынке.
5. LBO
Leveraged Buyout или LBO (в переводе с англ — финансируемый выкуп) — выкуп с использованием займа. Расчет выгоды приобретения компании или ее части за счет заемного капитала. Основная идея при создании такого прогноза — привлечение высокой доли займов для увеличения доходности собственного капитала.
6. Суммирование стоимости
Создается путем объединения нескольких показателей DCF с добавлением отдельных показателей, которые ранее не учитывались.
7. Консолидация
Составление единого консолидированного листа по группе взаимосвязанных организаций, филиалов или отдельных подразделений, которые рассматриваются как единое образование.
8. Бюджетирование
Используется для планирования и анализа на основании ежемесячных, квартальных и годовых отчетах о прибыли и убытках.
9. Прогнозирование
Составляется в комплексе с моделью бюджетирования для построения и оценки прогноза с учетом запланированного бюджета.
10. Расчет цены опционов
Два варианта — биномиальное дерево и модель Блэка-Шоулза. Самые простые и математически верные, поскольку рассчитываются исключительно на показателях, без учета субъективных факторов. Это, по сути, калькулятор в Excel.
Выбор того или иного образца зависит от компании. При отсутствии штатного аналитика можно использовать стандартный шаблон.
Какие данные нужны для ФМ
Для того чтобы корректно составить таблицу, нужно максимально точно отразить такие данные:
Положительный показатель прибыльности определяет способность бизнеса генерировать доход, то есть быть инвестиционно привлекательным как для банков при выдаче кредита, так и для инвесторов. В 2022 году в России показатель рентабельности для получения кредита юридическим лицом должен быть не менее 75%. Это связано с высокими предпринимательскими рисками и в целом политикой кредитных учреждений.
Как построить свою
Можно воспользоваться шаблонами, но учитывайте, что они разработаны для разных сфер и могут включать показатели, невостребованные в определенной отрасли. Проще в Google Таблицах или Excel создать понятную для себя таблицу по определенному алгоритму:
-
Все данные должны быть актуальными Какие данные нужны для ФМ налоги, цены, расходы соответствуют фактическим показателям
-
Реальный прогноз — расчет продаж в определенный период с учетом сезонных показателей и др. Удобно использовать «ручной» прогноз, чтобы вводить данные с учетом реального положения дел
-
Минимальные и максимальные цены для прогнозирования поступления денежных средств
-
Правильное планирование обязательных и переменных расходов также с учетом соответствующих коэффициентов
После введения всех данных необходимо протестировать ФМ на ее «чувствительность». Изменяя каждый показатель в большую или меньшую сторону, отслеживайте, как меняется итоговый результат. Так можно точно понять, где есть риск и он не оправдан, а где можно выйти в значительный плюс.
Лучше всего удается попрактиковаться в составлении таких таблиц на курсах по финансовому моделированию и оценке инвестиционных проектов.
Как сделать ФМ понятной
Такая аналитика будет полезна всем и директорам крупных компаний, и самозанятому специалисту с 5-10 клиентами. И в том, и в другом случае, финансовая модель должна быть максимально понятной и читаемой. Вот несколько рекомендаций, как упростить ее при составлении.
Структура и визуализация
Необходимо четко обозначить, где находятся исходные данные, расчеты и выводы. Градацию удобно делать с помощью цветовой заливки или разноцветных ярлыков
На одной строке должны быть одни данные — не стоит вводить несколько формул, чтобы не запутать саму таблицу, и не сокращать искусственно отчетный период. Если планируется занять несколько листов, в каждом должна быть одинаковая структура колонок.
Читаемость и доступность
Все столбцы (справа и слева, вверху и внизу) и строки должны быть подписаны. Не надо тратить время и внимание на перелистывание или скроллирование.
Обязательно оформляйте блок расчетов. Для большинства — это самая интересная часть в таблице, которая должна быть доступной и понятной.
Простота
Не используйте сложные формулы или десятки разных показателей. Фин модель — это не отчет бухгалтера в налоговую, визуальная оценка рентабельности бизнеса, из которой можно сделать определенные выводы. Например, снижение себестоимости на 1% может увеличить прибыль на 25%. Это повод найти другого поставщика или иным способом сократить расходы
Заключения
Финансовая модель — удобный инструмент для управления бизнесом или проектом. Специальные формулы помогают определить рентабельность компании при разных условиях, прогнозировать ее развитие и оценить эффективность принимаемых решений. Правильные расчет и анализ дают возможность понять, можно ли увеличить прибыль и за счет чего это сделать.