Что такое онбординг
В переводе с английского (onboarding) онбординг – это «введение», процесс адаптации клиента к новому продукту. Когда пользователь посещает сайт, появляются подсказки - pop-up и tooltips. Они рассказывают посетителям ресурса о разделах сайта или подсказывают, какие нужно совершить дальнейшие действия. Онбординг направляет клиента.
Образовательные платформы и конструкторы web-сайтов могут рассылать цепочку писем lifecycle. Она информирует пользователей, как пользоваться платформой. Клиентскую адаптацию внедряют в:
-
Интерфейс порталов
-
Интернет-магазинов
-
Коммерческих ресурсов
-
Мобильных приложений
К примеру, пользователь не получит полный доступ к опциям приложения, пока не изучит правила пользования, не решит тесты или не введет свои данные для регистрации. С первой минуты попадания потенциального клиента в воронку продаж начинается работа онбординга. Это повышает статистику финансового потока и помогает человеку разобраться с юзабилити сайта.
Недостаточно просто ознакомить пользователя с коммерческим предложением. Нужно направлять его и периодически оказывать поддержку – рассказать о новых опциях, предложить воспользоваться функциями, проинформировать об обновлениях или изменениях в интерфейсе продукта.
Идеальный онбординг что это
Простыми словами, он отвечает на следующие вопросы:
Грамотная адаптация способна повысить уровень впечатления пользовательской аудитории от сайта. Чтобы получить максимальную эффективность, необходимо создавать цепочку из последовательных ответов на вопросы. При этом рекомендуется применять различные инструменты, комбинировать методы. В результате создаются масштабные интерактивные онлайн-туры.
Зачем он нужен
Не все опытные маркетологи до конца понимают, зачем нужен онбординг компании. Разберемся подробнее. Цель онбординга – помощь пользователю в решении его задач с вложением минимальных усилий и быстрым достижением результата. Он доносит ЦА основные ценности продукта, плюсы, возможности, удерживает для построения долгосрочных отношений.
Разберемся, как он взаимодействует с посетителями:
-
Обучает работе с основными опциями ресурса
-
Мотивирует к совершению действий
-
Удерживает внимание, повышает длительность нахождения клиента на сайте
-
Отвечает на возникающие вопросы по отношению к продукту
-
Находит решение «боли» ЦА, предлагает его
Первым этапом онбординга считается вовлечение, потом помощь в решении вопроса. После происходит удержание и «дожим» на приобретение товара. Компании, применившие стратегию адаптации, снизили показатели оттока клиентов.
Какие существуют инструменты онбординга
Статистика говорит, что 40-60% аудитории не возвращается на ресурс после прохождения регистрации. Маркетологи утверждают, если клиент в течении 7 дней после регистрации не посещает сайт, он уже не вернется. Разберем причины:
Чтобы привлечь и удержать клиента, важно грамотно создать User onboarding. ЦА нужно «за руку» провести от пункта «А» до «Б». Для разработки стратегий применяют следующие инструменты:
-
Форма регистрации. Собирает важные данные о пользователе для подготовки плана актуального контента. В форму добавляют пункты, которые помогут системе определить, что предлагать клиенту. Не перегружайте ЦА вопросами, это приведет к обратному следствию – пользователи уйдут с сайта еще на этапе регистрации.
-
Всплывающие окошки. Знакомят ЦА с функционалом ресурса. Подсказывают, как пользоваться, какие действия совершить для достижения цели.
-
Контекст. Такие подсказки появляются при наведении мышкой на разделы, инструменты сайта. Облегчают путешествие по вкладкам.
-
Видео-подсказки, инструкции. Помогают ознакомиться с «плюшками» приложения, функционалом сервера, рассказывают о лайфхаках и преимуществах.
-
E-mail рассылки. Используется для ознакомления целевой аудитории с продуктом, предложениями, акциями. Поддерживают уровень вовлеченности, увеличивает лояльность, влияют на длительность взаимоотношения.
-
Чат. Диалоговое окно с сотрудником применяется для быстрого ответа на вопросы клиента. Для работы чата 24/7 подключают бота с продуманным сценарием вопрос-ответ.
Цели и задачи
Обучение и приветствие
Первая задача онбординга - завоевать внимание аудитории. Приветственные всплывающие сообщения, объявление о выгодах и преимуществах товара повышают уровень доверия, дают положительный опыт взаимодействия клиента с сайтом. Подсказки и руководство пользования помогают клиенту быстро совершить покупку.
Вовлечение
Данная опция именуется User onboarding и доносит аудитории о главных преимуществах диджитал продукции. Грамотно разработанная стратегия взаимодействия с пользователем увеличивает степень вовлеченности, повышая уровень конкурентной способности компании.
Удержание
Чем качественнее разработан onboarding, тем дольше клиент будет находиться на сайте. А время пользования ресурсом влияет на доверие клиента и длительность взаимоотношений с сайтом.
Цели онбординга
Онбординг применяется абсолютно в любом направлении бизнеса. Рассмотрим на примере услуг от авиакомпании.
Ситуация:
Человек ожидает посадку на самолет. Поднимается на борт, где приветствуют вежливые стюардессы. Проводят до места, размещают багаж, информируют о правилах поведения на борту, предлагают воду. Результат – комфорт и приятные впечатления.
В данном случае, стратегия клиентской адаптации разработана исходя из следующих ключевых моментов:
-
Задача – забота
-
Цель – создать комфорт, ознакомить с продуктом, исключить стресс, удержать
-
Итог – спокойный перелет, хорошее впечатление, покупка билета от данной авиакомпании на следующий рейс
Теперь, на простом примере, вы разобрались чем важен и зачем нужен онбординг.
Какие существуют этапы онбординга
Чтобы создать грамотный onboarding, нужно следовать стандартным этапам и ответить на все вопросы.
- Определение цели онбординга. Поставьте смарт-цели, определитесь, что решает адаптация клиентов конкретно в вашем бизнесе.
- Изучение специфики бизнеса и конкурентов. Создайте список из конкурентов. Выявите их сильные и слабые стороны, сравните с преимуществами и недостатками вашей компании. Обратите внимание на инструменты, применяемые конкурентами, последовательность подсказок гида, формат подачи информации и общения с целевой аудиторией.
- Сбор «боли» ЦА. Соберите команду, вместе составьте перечень главных болей пользователей. Выделите те, которые не решает ваш продукт. Подумайте, как можете исправить данную проблему.
- Определение «провалов» в цепочке продаж. Воспользуйтесь вспомогательными приложениям, которые определяют воронку событий и демонстрируют тепловую карту ресурса, изучите вебизоры. Таким образом выясните, на каком этапе продажи с ресурса у пользователя возникают проблемы.
- Проведение исследований с вовлечением пользователей. Общайтесь с ЦА, это позволит понять, какие преимущества продукта им нужно демонстрировать, при каких обстоятельствах клиент понимает ценность товара.
- Создание метрики эффективности процесса адаптации. Для определения результата работы онбординга воспользуйтесь метрикой коэффициента оттока клиентов, прибыли, удержанию ЦА и индексу потребительской лояльности.
Заключение
В завершение разговора об онбординге, подведем итоги:
- Onboarding – работа над адаптацией пользователей к продукту
- Цель – доведение клиента до покупки товара или адаптации на ресурсе
- Задача – создание комфортных условий пользования, информирование о выгодах, помощь, перевод аудитории из категории «холодные» клиенты в «теплые», снижение оттока покупателей