Меню
Каталог
Каталог
Все статьи
Менеджмент

Команда онлайн-школы: какие профессии востребованы в сфере цифрового образования

Спрос на информационные и образовательные продукты растет в геометрической прогрессии. Однако мало кто задумывается, кто стоит за курсами, марафонами, вебинарами. Расскажем, без каких специалистов не запустить онлайн-курс и как начать работать в индустрии образования.

Михаил Парфенов Михаил Парфенов Менеджер по работе с партнерами
Команда онлайн-школы: какие профессии востребованы в сфере цифрового образования

Без каких специалистов не запустить онлайн-курс?

Не меньше половины курсов, марафонов и вебинаров, доступных на сайтах онлайн-школ, цифровых университетов и специальных образовательных сервисов, проводятся экспертами (например, практикующими специалистами или же преподавателями) без какой-либо помощи со стороны. Сотни нутрициологов, дизайнеров и программистов записывают видеоролики, составляют методические материалы, а после продвигают собственные учебные программы в социальных сетях в одиночку.

И повторить подобный путь в теории не слишком-то и сложно: на том же Udemy или Stepik всегда найдется место для тех, кто действительно способен поделиться знаниями или же представить миру необычный взгляд на уже знакомую информацию (рассказывать «просто о сложном» — тоже искусство).

Но разработать и «продать» курс в одиночку, да еще и без коммерческого опыта, под силу далеко не всем. А потому кроме носителя экспертных знаний понадобятся и методисты с продюсерами, способные спроектировать образовательную среду и продумать план учебной программы, а еще маркетологи, менеджеры и кураторы.

Да, не все специалисты понадобятся сразу (а многих и вовсе необязательно принимать в штат — порой достаточно связаться всего пару раз для проведения консультаций), но хотя бы примерно представить, кто и чем занимается, уж точно не помешает. Возможно, чьей-то конкретной помощи и недоставало для запуска собственного курса, который уже давно планировался?

Эксперт. Онлайн-преподаватель и носитель знаний

Преподаватели в онлайн-школе делятся знаниями, навыками и опытом со студентами. Формат проведения занятий разный — и в реальном времени (во время прямых эфиров или же на специальных созвонах), и с помощью предзаписанных видеороликов, подготовленных лично преподавателями или же целой командой.

Кроме контента, эксперты составляют план каждого занятия (и всего курса/марафона), придумывают тесты, а еще проверяют домашние задания (вместе с кураторами) и консультируют тех, кто недостаточно быстро справляется с учебной программой.

Экспертами, как подсказывает практика, часто выступают бывшие или практикующие педагоги, блогеры, нутрициологи, фитнес-тренеры и те, кто заинтересован в общем развитии собственной предметной области. Но иногда роль преподавателя занимают еще и основатели онлайн-школы, рассматривающие индустрию в качестве дополнительного источника дохода.

Требования и обязанности: эмпатия, креативность, коммуникативные навыки — Soft-скиллы онлайн-преподавателям пригодятся вполне привычные для сферы образования. С Hard-скиллами ситуация чуть сложнее — экспертам не обойтись без опыта разработки учебных программ и организации индивидуальных и групповых занятий, а еще желания использовать необычное программное обеспечение — MIRO, Google Classroom, ProgressMe.

Обязанности же предсказуемые — обучать, мотивировать и помогать студентам достигать поставленных целей — новых карьерных перспектив, высоких баллов на ЕГЭ или же повышения квалификации.

Сколько зарабатывают: от 30 000 до 150 000 рублей. Итоговая ставка зависит от сферы деятельности, сложности онлайн-курса и целевой аудитории. Например, за обучение IT-профессиям платят в несколько раз больше, чем за подготовку к ЕГЭ. Не меньше прибыль и в индустриях, связанных с красотой, любительским спортом, нутрициологией и семейной психологией.

Часто онлайн-преподаватели сотрудничают с клиентами напрямую и получают деньги за каждое занятие (или консультацию) от 500 до 3 000 рублей. Второй формат выгоднее, если специалист развивает личный бренд или ведет онлайн-школу без помощи команды.

Проектировщик. Методист онлайн-школы

Методисты (название у профессии меняется в зависимости от сферы деятельности — часто специалисты выступают и методологами, и архитекторами образовательного опыта, и сценаристами учебной программы) постоянно взаимодействуют с экспертами и на собственном опыте разрабатывают онлайн-курс, марафон или какой-нибудь вебинар. То есть, продумывают план буквально каждого действия, а вместе с тем наполняют будущие занятия элементами геймификации, тестами и сторонними активностями.

Именно от методиста часто зависит и количество материала, с которым столкнется каждый студент, и качество знаний, с которыми выпускник покинет онлайн-школу. Кроме образовательной деятельности, специалисты занимаются еще и аналитикой — собирают статистику и комментарии от учащихся, а после продумывают, какие же аспекты и нюансы стоит подправить к следующему потоку.

Требования и обязанности: усидчивость, дотошность, любознательность и гибкость в словах и действиях — методисты занимают роль посредников между студентами и преподавателями, а потому обязаны знать, как донести даже сложную информацию до массового «зрителя».

Пригодятся специалистам и Hard-скиллы: опыт выстраивания дистанционного обучения, навыки адаптации курсов под меняющуюся аудиторию и желание применять принципы педагогической психологии.

Сколько зарабатывают: от 30 000 до 120 000 рублей. Ставка меняется вместе с количеством задач, которые методисты способны решать. Новички часто лишь визуализируют контент (презентации, тесты, инфографика) и систематизируют методические материалы, а потому зарабатывают не больше 50 000 рублей.

Профессионалы же мотивируют студентов, сотрудничают с кураторами и экспертами, и даже разбираются в таргетинге и верстке лендингов для привлечения новых клиентов. Как и онлайн-преподаватели, методисты часто сотрудничают с клиентами напрямую или через биржи фриланса.

Мотиватор. Куратор онлайн-курса

Кураторы специализируются на постоянной заботе о студентах: просматривают и модерируют чат во время онлайн-трансляций, мотивируют не бросать учебу, контролируют скорость прохождения заданий и делятся наблюдениями и идеями с экспертами или методистами. Периодически кураторы занимают промежуточные позиции в образовательной среде — выступают тьюторами и наставниками, а в некоторых случаях еще и помощниками преподавателей, которые проводят вебинары.

Кураторы при правильном подходе способны полностью перевернуть впечатление о курсе. Своевременно направленная помощь повысит лояльность тех, кто вечно чем-то недоволен, вовремя переданные советы и рекомендации спасут нервы новичков, а у «отличников» с поддержкой и вовсе появится желание записаться на следующий курс.

А потому кураторов нанимают в штат даже чаще, чем тех же методистов, ведь с составлением курса справится и эксперт, а с бесконечными просьбами и критикой — лишь настоящий профессионал.

Требования и обязанности: навыки коммуникации, эмпатия, стрессоустойчивость — набор Soft-скиллов у работодателей вполне стандартный. Hard-скиллы же заточены под конкретную образовательную среду. Кураторы в IT-сфере обязаны разбираться в языках программирования, а в областях, связанных с фитнесом, нутрициологией или красотой — уже знать много о спорте, питании или макияже.

Сторонние требования — знакомство с LMS-платформами, навыки делового общения, опыт в документообороте (составлять отчеты и подписывать договора предстоит если не постоянно, то действительно часто).

Сколько зарабатывают: от 25 000 до 120 000 рублей. Заработная плата во многом зависит от квалификации каждого куратора, количества студентов на курсе и дополнительных задач. Например, Middle-специалисты часто проводят созвоны и по любым вопросам консультируют студентов, а еще мотивируют, составляют расписание и разбираются с негативом, периодическим появляющимся в социальных сетях.

Иногда кураторы перенимают задачи технических администраторов (выдают доступы к платформам для обучения, настраивают оборудование), методистов (составляют или корректируют учебные программы) и личных наставников — то есть, ведут студента к выпуску в индивидуальном порядке.

Незаменимый помощник. Технический администратор

Технические администраторы заботятся о стабильной работе каждого онлайн-сервиса, с которым студентам предстоит взаимодействовать. Речь и о сайте онлайн-школы с личным кабинетом и формами для проведения платежей или общения с кураторами и наставниками, и о платформах, необходимых для проведения вебинаров и прямых эфиров. Если какие-то веб-страницы не грузятся, а трансляции зависают через каждые 20–30 секунд, то, возможно, именно администратор не справился с поставленными задачами.

Кроме технических неполадок, специалисты продумывают образовательную среду — решают, куда студенты выгрузят домашние задания, как запишутся на курс или же в какой чат зададут появившиеся вопросы. Подобные тонкости сложно продумать заранее, а потому помощь администратора необходима.

Требования и обязанности: от специалистов ждут и базового набора Soft-скиллов (коммуникативность, стрессоустойчивость, любознательность), и расширенного комплекта профессиональных навыков. Даже новички обязаны разбираться и в платформах вроде OnlinePBX, SMSc, Tilda, Prodamus, Zoom, и в регистрации доменов, и в верстке лендингов.

Иногда необходимы и навыки маркетолога — онлайн-курсы предстоит «упаковывать», а после продвигать в социальных сетях с помощью тематических постов и презентаций.

Сколько зарабатывают: от 25 000 до 150 000 рублей. Итоговая ставка зависит от количества обязанностей, с которыми способен справиться начинающий или опытный технический администратор. Например, Junior-специалисты часто занимаются подбором платформ для проведения вебинаров и прямых эфиров, настраивают рассылку e-mail и обрабатывают поступающие от потенциальных клиентов заявки.

«Мидлы» разбираются еще и в аналитике, верстке лендингов и даже интеграции платежных сервисов в сайты онлайн-школ. Периодически Middle-специалисты даже проводят презентации перед командой, продумывают воронки продаж и разрабатывают чат-ботов.

Координатор. Продюсер онлайн-курсов

Продюсеры или же координаторы занимаются комплексной разработкой каждого онлайн-курса, начиная с идеи (иначе образовательный проект не соберет аудиторию и труды сторонних специалистов банально не окупятся) и заканчивая стратегиями продвижениями и настройкой рекламы. Вместе с тем специалисты постоянно взаимодействуют с экспертами и методистами, меняют состав учебной программы, развивают партнерские связи, контролируют качество публикуемых материалов.

Иногда продюсеры перекладывают на собственные плечи и нетипичные задачи — например, разработку контента (дизайн рекламных креативов, публикация продающих текстов), сбор статистики, финансовый учет. И куда же без контроля? Именно продюсер проверяет чужие действия, а порой еще и отчитывается перед руководителями или даже студентами.

Требования и обязанности: профессия вынуждает продюсеров ловко переключаться между задачами — сначала общаться с командой, после — ставить цели и планировать ход развития проектов, а затем — еще и доводить экспериментальные идеи до руководства. И столь резкие манипуляции далеко не всем по плечу.

А, значит, специалистам понадобятся даже не навыки, а накопленный опыт — и в продажах, и в маркетинге, и в образовательной и педагогической деятельности, и даже в найме сотрудников и подборе персонала. Если раньше уже приходилось вести к результату целые команды, то и с продюсированием курсов проблемы едва ли возникнут.

Сколько зарабатывают: от 50 000 до 250 000 рублей. Даже у начинающих продюсеров достаточно много обязанностей, а потому работодатели постоянно повышают заработную плату в каждой вакансии, надеясь заполучить подходящего специалиста в штат. Как результат — даже новичок, занимающийся настройкой таргетинга, разработкой презентаций и подготовкой учебных материалов вместе с методистами и преподавателями, способен зарабатывать от 70 000 рублей в месяц.

Если же рассматривать вакансии руководителей (стаж от 3 лет), то там зарплаты еще выше (от 150 000 рублей), но и задач не меньше — разработка воронок продаж, исследование рынка, обработка статистики, выбор новых ниш для реализации нестандартных образовательных проектов.

Специалист по продвижению. Маркетолог

Маркетологов часто называют специалистами, которые занимаются лишь подготовкой рекламных креативов и настройкой таргетинга в социальных сетях. Но на деле у тех, кто занимается продвижением проектов в интернете, намного больше обязанностей. И речь во многом об упаковке конечного продукта. Именно маркетолог исследует рынок и действия конкурентов, проверяет ниши и разрабатывает стратегию позиционирования онлайн-курса.

Чем лучше специалист подготовился к запуску нового образовательно проекта, тем выше шансы онлайн-школы собрать достаточное количество студентов и добиться узнаваемости в сети. Но, если выбранные сценарии продвижения сбоят, то никто не мешает наверстать пробелы в популярности — подготовить лендинги, рассылку и видеоматериалы для публикации в мессенджерах.

Требования и обязанности: от маркетологов современные онлайн-школы ждут и нескольких проектов в портфолио, и навыки привлечения трафика даже из нестандартных сфер, и опыт в работе с маркетинговыми показателями, вроде ROMI, ROI, LTV. Не менее важный аргумент при трудоустройстве — возможность разрабатывать «автоворонки» с помощью email-маркетинга, ботов в мессенджерах и сообществ в социальных сетях.

Нередко в вакансиях упоминается разговорный английский язык, лидерские качества, опыт в performance-маркетинге и развитые коммуникативные навыки, без которых (как и вообще в индустрии) не договориться с командой и не донести идеи до начальства.

Сколько зарабатывают: от 25 000 до 200 000 рублей. Конкретная зарплатная вилка зависит от роли в команде, обязанностей и даже масштабов онлайн-школы. Новички, которые, например, сотрудничают с неизвестными платформами, зарабатывают до 40 000 рублей и решают вопросы, связанные с воронками продаж и генерацией идей/проверкой гипотез.

Профессионалы же из какой-нибудь «Нетологии» специализируются уже на всем и сразу — оптимизируют сайты, меняют оформление страниц с онлайн-курсами, запускают таргетинг, отслеживают аналитику и общаются с преподавателями и методистами для подготовки бесплатных тренингов и мастер-классов, способных вовлечь даже нецелевую аудиторию.

Переговорщик. Менеджер по продажам

Менеджер по продажам — тот самый дипломат из Голливудских блокбастеров — то есть, специалист по общению с разношерстной, нелояльной и даже негативно настроенной аудиторией. «Переговорщики» обзванивают клиентов («теплые и холодные» звонки), взаимодействуют с потенциальными студентами через чаты и страницы в социальных сетях, а еще отрабатывают возражения и любой ценой стараются довести общение до сделки.

Разбираются менеджеры и в бумагах — проверяют ход оплаты, следят за рассрочками, заполняют базы данных, а иногда ведут страницы в социальных сетях и публикуют рекламные креативы вместо маркетолога, которого, например, так и не появилось в команде. Совсем редко специалисты собирают статистику и проводят аналитику — такие задачи часто перекладываются на плечи более компетентных сотрудников.

Требования и обязанности: набор Soft-скиллов стандартный — коммуникабельность, убедительная и грамотная речь, желание и возможность общаться даже с самыми непробиваемыми клиентами, стрессоустойчивость и навыки тайм-менеджмента. Hard-скиллы уже разнообразнее — владение техниками продаж, консультирование клиентов, выявление потребностей и сопровождение покупателей на каждом из этапов общения.

Редко менеджеры перенимают задачи маркетологов — публикуют материалы в социальных сетях и разбираются с отчетностью. А еще — настраивают таргетинг в социальных сетях и даже разрабатывают продающие тексты или графику на каких-нибудь сайтах вроде Canva.

Сколько зарабатывают: от 25 000 рублей. Зарплата менеджеров на сайтах рекрутинговых агентств включает лишь базовый оклад, который специалисты «добивают» уже бонусами от закрытых сделок. И речь необязательно о продаже курса, иногда работодатели оплачивают и привлеченных или «прогретых» клиентов — все зависит от того, как составлен договор.

Зато профессия не требует широкого списка знаний и навыков, а потому стартовать в индустрии даже новички способны достаточно быстро. А там кто знает — вдруг появится шанс перейти на иную должность в сфере образования?

Как искать специалистов для запуска онлайн-школы?

Быстрый способ найти коллег и тех, кто разбирается в хитростях цифрового образования — разместить парочку объявлений на биржах фриланса: FL, Freelance, Kwork — многие методисты, преподаватели и кураторы проводят разовые консультации или берут целые проекты под «ключ».

Сработает вариант и с использованием «профессиональных» социальных сетей и мессенджеров: например, Deadline.Media (среди аудитории — маркетологи, копирайтеры, блогеры и журналисты) или же TenChat.

Альтернативных вариантов еще несколько:

  • Каналы в Telegram. Резюме сотрудников, экспертов и тех, кто хотя бы частично связан с индустрией образования часто появляются в сообществах EdMarket Club, Universus и EdTech&Elearn. А еще в чатах канала «Вакансии в образовании» и DL — MarketPlace
  • Объявления на рекламных площадках. Подходящие специалисты встречаются и на страницах «Хабр.Фриланс» (таргетологи, администраторы, менеджеры), и на биржах вроде ETXT или «Главред». Собрать команду вполне реально и с помощью «Дистанции» или знаменитой платформы «Вакансии для хороших людей»
  • Сайты рекрутинговых агентств. HeadHunter, SuperJob и даже «Авито» — такие платформы для поиска команды подойдут не всем. Скорее лишь предпринимателям, готовым вести дела официально, набирая полноценный штат. Но, если онлайн-школа уже организована, то почему бы и не воспользоваться наиболее масштабными каналами для связи со специалистами

Некоторые эксперты «охотятся» на методистов и кураторов, наставников и технических специалистов еще и в чатах популярных в России и странах СНГ онлайн-школах, вроде «Нетологии», Skillbox или GeekBrains. Подход неидеальный, но порой наткнуться на того, кому место в команде, вполне реально.

Как начать работать в индустрии?

Найти даже несколько вакансий в сфере образования после выпуска не слишком-то и сложно — на HH или SJ предостаточно предложений даже для новичков без накопленного опыта. Но ситуация на рынке труда все же достаточно обманчива. Да, новичков пригласят на собеседование и даже посмотрят на приложенный к заявке диплом, но дальше потребуют или нескольких кейсов в портфолио, или же желания хотя бы несколько месяцев поработать бесплатно.

Последний вариант не самый худший — стажировка действительно творит чудеса — дарит опыт, повышает шансы столкнуться с реальными задачами, а вместе с тем становится дополнительной отметкой в портфолио.

Не помешает следить за карьерными программами от онлайн-школ — и у Skillbox, и у GeekBrains с «Нетологией» предусмотрены специальные консультации и инструкции для тех, кто еще не знает, с чего начать собственный путь.

И еще: многие маркетплейсы, банки и сторонние платформы в России с радостью воспитывают будущих специалистов по многим направлениям, включая маркетинг, копирайтинг и даже разработку стратегий продвижения. И с образованием проблемы тоже уже решены — на платформе «Факультетус» полно предложений для будущих кураторов, методистов и даже продюсеров с преподавателями. Стоит лишь почаще рассылать собственное резюме и ждать реакций.

Заключение

Тысячи блогеров, программистов и дизайнеров запускают курсы без лишней помощи — полагаясь лишь на собственные знания и наработанную за годы практики репутацию. И во многих случаях подобная стратегия действительно приводит к результату. Но как быть, если личный бренд не построен, а многие ниши уже заняты?

Лучший способ не потеряться на рынке цифрового образования — доверить собственные знания (или идеи) профессионалам. Подачу материала — преподавателям, проектирование курса — методистам, мотивацию — кураторам, а позиционирование и продвижение — продюсерам и маркетологам. Проблемы же с продажами решатся с помощью менеджеров.

Недостаточно бюджета на всех и сразу? Многие специалисты проводят консультации на биржах фриланса или продают уже готовые стратегии продвижения. А потому стоит почаще заглядывать на страницы тематических сообществ в Telegram и еще активнее следить за индустрией.

Содержание
Информация была полезна?
14 оценок, среднее: 4.6 из 5