Разбор профессии «Подкастер»: подробно об общении с аудиторией, развитии навыков и заработной плате
Подкастинг становится все более популярной формой медиа. Детально разберем профессию подкастера, обсудим ключевые навыки и перспективы в этой сфере. Узнаете, как начать свой путь в этой области и превратить свое увлечение в прибыльное занятие.
Описание профессии подкастер
Процесс производства подкаста многие специалисты делят на несколько частей, из которых во многом и складывается рабочий день подкастера. Все начинается с идеи и выбора ниши: новички часто ставят амбициозные цели и пытаются заработать на собственных разговор, но профессионалы играют от обратного — хотят найти единомышленников и завлечь аудиторию в собственный мир.
Кто-то рассказывает о беге и велосипедах, кому-то не терпится разобраться в литературе, а кого-то поглотила психология, отвлекающая от повседневных дел. Необязательно сразу выбирать какую-то одну «дисциплину», намного важнее вещать о тех вещах, которые давно знакомы.
Следующие этапы уже наполовину технические, а не творческие. Подкастера ждет отработка материала — то есть, запись на любой носитель (и речь не только о микрофоне, но и о жестких дисках или внутренней памяти смартфона), а после — монтаж. И чем качественнее сведен звук, тем лучше — слушатели сразу доберутся до сути и не заскучают в процессе. Разбавлять атмосферу желательно разными способами — и музыкой, и необычными темами для обсуждений.
Последний, но немаловажный этап — продвижение. Подкаст предстоит загрузить на стриминговые площадки, оформить (выбрать или нарисовать обложку, дополнить подсказками и текстовыми рекомендациями) и прорекламировать в социальных сетях. И уж с последней задачей справятся далеко не все — многим понадобится или продюсер или же какой-нибудь руководитель.
Кому подходит или какими навыками нужно обладать?
Как и многим востребованным интернет-профессиям, подкастерам понадобятся развитые Soft и Hard-скиллы. Первые навыки спасут от эмоционального выгорания и проблем с поиском идей, а вторые пригодятся при подготовке контента и общении с аудиторией. Но обо всем по порядку. Сначала несколько слов о Hard-скиллах:
- Грамотная речь с поставленным голосом и ораторскими навыками: подкастеру важно привлекать аудиторию, делиться эмоциями и расставлять акценты в повествовании
- Разговорные способности: сотни подкастов развиваются в формате «о сложном простым языком», а потому возможность общаться со слушателями на одном языке действительно пригодится
- Технические навыки: хотя тот же монтаж звука вполне реально передать команде, лучше во всем разобраться лично — в выборе оборудования, настройке микрофонов и даже публикации материала в сети
- Полноценные исследования: бессмысленно делиться с аудиторией непроверенной или даже выдуманной информацией — таких обманщиков-подкастеров быстро выведут на чистую воду и заставят готовиться к каждому выпуску
- Сплошной маркетинг: и куда же без навыков продвижения и привлечения слушателей — чем активнее подкастер заигрывает с аудиторией, тем быстрее растет доход и прибавляются прослушивания
Требований к Soft-скиллам чуть меньше: подкастерам понадобятся навыки коммуникации (общаться специалистам предстоит и с приглашенными гостями, и с собственной командой), развитое воображение и необычное чувство юмора. И куда же без харизмы, таланта и невероятной целеустремленности? Тысячи новичков сходили с пути из-за критики и медленного прогресса, а зря — все приходит с опытом!
Сколько зарабатывают подкастеры?
Подкастеры редко работают в офисе, а потому и не претендуют на стабильную заработную плату, которую работодатели выдают несколько раз в месяц с фиксированным окладом и бонусами за каждого привлеченного слушателя. Намного чаще специалисты продвигают собственные проекты и в финансовом планет зависят от нескольких статей дохода.
Во-первых, кассу делают платные подписки: раньше аудиошоу сотрудничали с Patreon, но с недавних пор российские подкастеры переключились на Sponsr. Стоимость платного доступа владельцы подкастов выставляют по собственному желанию: например, новички придерживаются ставки в 100 рублей, а «профи» — 500-600 рублей.
Во-вторых, с подкастерами часто сотрудничают рекламодатели: за рекламные интеграции платят по-разному — от 500 до 10 000 рублей (и намного больше — все зависит от аудитории и выбранной ниши).
Третья статья доходов — личная активность на стриминговых сервисах, вроде «Яндекс.Музыки» или Apple Music. Стоимость каждого прослушивания рассчитывается площадками по сложному алгоритму, но, если брать в расчет исследования сразу нескольких блогеров, то Apple Music платит по 16 копеек за каждого слушателя, а «Яндекс» — в несколько раз меньше. Ну, а дальше — немного математики: заработать даже 10 000 рублей на AM сложно — потребуется около 62 000 прослушиваний. А у «Я.М» цифры еще больше — все 160 000.
Некогда искать контракты и верить в призрачные мечты? Не проблема: многие специалисты активно подрабатывают на биржах фриланса. Например, готовят музыку и рисуют обложки, публикуют проекты в сети (и на всех стриминговых площадках), подкидывают идеи и даже рассказывают, как выжать максимум из выбранной ниши. За каждую консультацию профессионалы берут от 2000 рублей. Не слишком много, но кто мешает комбинировать фриланс с развитием собственных проектов?
Насколько востребована профессия?
Вакансии для подкастеров на сайтах рекрутинговых агентств, вроде Head Hunter или SuperJob, появляются нерегулярно — за месяц работодатели редко публикуют больше 100 вакансий. Да и те связаны с подкастами лишь косвенно: многие нуждаются или в монтажерах/звуковиках, или же в маркетологах с навыками project-менеджера.
Схожая ситуация и на биржах фриланса: заказчики не пытаются найти ведущих или гостей, зато с радостью начнут сотрудничество с теми, кто разбирается в монтаже, графическом дизайне или маркетинге.
Неужели профессия лишена хоть какого-то будущего? Ни в коем случае: по статистике, собранной аналитиками из «Яндекс», количество слушателей подкастов постоянно растет: за последние годы суммарная аудитория уже приблизилась к отметке в 16 миллионов и впереди лишь новые рекорды.
Более того, фанаты подкастов постоянно нуждаются в новых талантах и необычных шоу, причем сразу во всех категориях — от «Культуры» и «Науки» до «Юмора» и «Музыки». Как результат — найти подходящее место в профессии (и на рынке аудиошоу) намного легче, чем кажется. И необязательно развивать собственные проекты — как и во многих IT-специальностях, рынок подкастов включает сотни промежуточных вакансий — от ведущих до редакторов и продюсеров.
Плюсы и минусы профессии подкастер
Причин начать карьеру подкастера много: профессия предлагает неограниченную творческую свободу (та самая возможность превратить хобби/развлечение в источник пассивного дохода), а вместе с тем не ограничивает приток новичков. Подкастерами становятся и юные «почемучки», и прожженные специалисты с многолетним опытом, решившие поделиться знаниями с миром. Среди дополнительных плюсов нельзя не выделить:
- Свободный график: подкастеры не привязаны к рабочему месту и часто трудятся в любое время — хоть рано утром, хоть по ночам
- Развитие бренда: приток аудитории необязательно ограничивать лишь подкастами — многие «выводят» слушателей в социальные сети и на сайты
- Новые знакомства: гости — важная часть любого подкаста, а, значит, с помощью общения вполне реально разнообразить собственные связи
- Профессиональный рост: подкастеры часто подрабатывают журналистами, комментаторами и даже копирайтерами — все зависит от личных амбиций
Недостатки профессии напрямую связаны с переменчивой заработной платой (без рекламы и спонсорских контрактов ни новичкам, ни профессионалам не светит стабильная прибыль) и высоким порогом вхождения. На ранних этапах подкастерам не обойтись без вложений в рекламу (без раскрутки найти даже нескольких слушателей — та еще проблема), оборудования и необычных гостей.
Возникнут сложности у начинающих ведущих и с выбором подходящей темы: многие ниши уже заняты, а потому лучше сразу приступить к экспериментам. Быть может, наступило время рассказать миру о жизни котов? Или же научить слушателей разбираться в музыке? Сложно даже представить, какая идея сработает и какой проект выстрелит, а потому не стоит тратить время на раздумья — лучше начинать пробовать.
Как стать подкастером?
Подкастер — профессия, которая не требует высшего образования или специфических навыков и знаний. Стать тем, кто общается с публикой и рассказывает обо всем на свете во время подкаста способен каждый желающий — всего-то понадобится микрофон (или диктофон на смартфоне и планшете) и несколько необычных идей.
Неплохо бы разобраться и с трендами в индустрии, то есть, прослушать несколько популярных подкастов на любой площадке — от Apple, «Яндекс» или «ВКонтакте». А еще — вооружиться несколькими инструкциями от стриминговых площадок, которые подскажут, как подготовить разговорный контент к публикации, а какие темы лучше не поднимать.
Подготовка требует слишком много времени и сил? Не проблема: ниже — несколько платных и бесплатных курсов, кто мечтает быстро стартовать в профессии и сразу запустить собственный проект.
Заключение
Количество подкастов в мир постоянно растет: на платформе Apple Podcasts уже доступно более 2,5 миллионов шоу, транслируемых ежедневно по всему миру. Спорт, политика и наука — тысячи специалистов постоянно трудятся над выпуском нового контента и старательно привлекают аудиторию, развивают собственные бренды и зарабатывают на рекламе.
Мода на подкасты захватывает и Россию: на страницах «Яндекс.Музыки» все легче наткнуться на новости от Артемия Лебедева, юмористические выступления от комиков со Stand Up-шоу на ТНТ, а еще — на разговорные записи от комиков, журналистов и многих звезд, вроде Ксении Собчак.
Казалось бы, конкуренция беспрерывно растет, а потому новичкам уже не зацепиться за аудиторию. Но на деле ситуация ровно противоположная: в странах СНГ ценится необычный, но остросоциальный контент, нацеленный на подростков и спортсменов, тех, кто интересуется наукой или пытается выучить английский язык. А потому не время стоять в стороне — пора строить собственную карьеру!