Что такое менеджмент
Под словом менеджмент обобщенно принято понимать управление процессами, людьми и ресурсами. Американский ученый и теоретик Питер Друкер внедрил несложное определение, которые закрепилось в управленческой сфере.
Менеджмент — это инструмент, который помогает организации достигать поставленных целей. Соответственно, чем быстрее компания вышла на запланированный уровень, тем продуктивнее организован менеджмент.
В научной среде часто встречаются разногласия по вопросу применения термина. Ряд экспертов утверждает, что понятие тождественно слову «управление». Встречается другое мнение, что менеджмент подразумевает только руководство социально-экономическими процессами на предприятии (в организации). При этом «управление» рассматривается как расширенное понятие, означающее руководство или манипулирование как таковое.
Менеджер — это сотрудник, в обязанности которого входит руководство людьми, формирование целей и принятие оперативных управленческих решений.
Принципы менеджмента — это поведенческие нормы, ориентиры, взгляды, которыми руководствуются сотрудники и с помощью которых воплощаются в жизнь цели организации.
Принципы разделяют на:
-
Общие — руководство в целом
-
Конкретные — принципы видов управления (политического, экономического, социального)
Для детального понимания смысла термина стоит детально рассмотреть классификацию менеджмента.
По признаку содержания (объекту управления)
Параметр указывает, на каком конкретно уровне работает сотрудник управленческого звена.
Виды:
Виды менеджмента |
Описание |
Организационный (нормативный) |
Формирует штатную структуру компании, корпоративного духа, проработку стандартов оценки продуктивности сотрудников. Этот вид также включает согласование внешней и внутренней среды организации |
Стратегический |
Прорабатывает способы достижения намеченных целей (стратегий). Оперирует отраслями экономики, органами государственного управления, отдельными организациями (компаниями) |
Тактический |
По задачам аналогичен стратегическому, но применим к отдельным структурным подразделениям компании. Тактическое планирование проводится на год |
Оперативный |
Применяется для грамотного использования ресурсов, контроля текущих задач. Направлен на корректировку трудовых и финансовых аспектов работы компании под складывающуюся обстановку |
По уровню управления также выделяют менеджмент:
-
Государственный
-
Международный
-
Региональный
-
Отраслевой
По области применения
Под этим параметром понимается направление использования управленческих инструментов по организационно-правовым вариантам хозяйствования.
Применяется в:
-
Частных компаниях (коммерческих организациях)
-
Государственных структурах
-
Некоммерческих организациях
По принадлежности к организации также выделяют внутреннехозяйственный и внешне хозяйственный менеджмент.
По функциональной принадлежности
Критерий разделяет менеджмент на конкретные выделенные направления:
Направление |
Описание |
Маркетинговое |
Управление организацией с использованием принципов и инструментов маркетинга. Включает исследование рынков, создание новых и поддержание действующих каналов продвижения, ценообразование в компании |
Область сбыта готового продукта |
Юридическое оформление сделок, доставка товаров, получение вознаграждения (расчетов за поставленную продукцию) |
Область производство |
Подготовка условий для бесперебойного выпуска продукта |
Кадровое |
Поиск, отбор, обучение (переобучение) персонала. Расстановка кадров по вакантным должностям. Внедрение механизмов стимулирования, повышения продуктивности труда сотрудников |
Финансовое |
Формирование кредитно-денежной политики, минимизация финансовых рисков |
Адаптивное |
Создание механизмов противодействия внешним негативным факторам, приспособления к текущей ситуации на рынке |
Инновационное |
Внедрение передовых научных достижений, технологий и разработок в работу организации |
Инвестиционное |
Планирование капитальных вложений компании |
Антикризисное |
Управление организацией, находящейся в сложном положении, для вывода из критического финансового состояния |
Эккаутинг |
Управление, основанное на сборе и обработке информации с последующим анализом работы организаций со схожими параметрами |
Также выделяют менеджмент по отраслевой принадлежности, например, в банковском секторе, строительстве, шоу-бизнесе, страховании.
Кстати, сейчас очень популярна профессия менеджера по проектам. Выучись на IT-профессию и измени свою жизнь! Вот наша подборка лучших курсов по менеджеру проектов.
Итог
Менеджмент — подвижное направление, находящееся в состоянии непрерывных изменений. Приведенный перечень далеко не полный. Новые виды менеджмента появляются регулярно. Поэтому для продуктивного выполнения обязанностей руководителям любого уровня нужно совершенствоваться постоянно.