Что такое гайд
Гайдами называют почти любую информацию, способную помочь с решением проблемы.
И все же встречаются исключения — некоторые связаны с оформлением текста, другие – с подачей информации. А потому не помешает взглянуть на руководства с практической стороны и найти необычные особенности:
- Техника. Способ подготовки гайдов часто меняется вместе со сферой деятельности. Та же индустрия дизайна содержит гайдлайны (технические документы с правилами использования фирменного стиля), кат-гайды (или брендбуки), описывающие порядок разработки контента, и гайды на исследования, вынуждающие перед началом работы оценивать действия конкурентов в выбранной нише. И каждая индустрия выдвигает собственные требования и задачи, из-за чего гайды меняют и оформление, и назначение
- Формат. Гайды делят на категории в зависимости от способа подачи информации и аудитории, с которой предстоит взаимодействовать. Встречаются инструкции по применению (те же рецепты), руководства для пользователей (например, об эксплуатации тостера), методические материалы (статьи или инфографика), экспертная оценка. Границы у категорий часто размыты, а потому, если информация приводит читателей к конкретному результату, то речь точно о гайде, а не о чем-то другом
- Подача. Руководства часто оформляют в виде статей, включающих скриншоты, таблицы или стороннюю наглядную информацию. Но кроме текстовых материалов, в сети встречаются и видеоролики (в том числе и с субтитрами), и инфографики в виде картинок с подсказками и навигационными элементами (стрелочками, статистикой)
- Каждая особенность выделяет гайды на фоне «конкурентов по жанру», а потому спутать руководство с рецензией или чьим-то мнением достаточно сложно. Но, если похожие сомнения все же возникают, то для полноты картины достаточно задать всего один вопрос: «способен ли этот контент помочь с решением проблемы?», и дополнительные размышления уже не понадобятся
Почему гайды так популярны
Популярность гайдов во многом связана с игровой индустрией — геймеры часто обращаются к руководствам в поисках ценной информации, способной помочь во время прохождения квестов или перед подготовкой к битвам с боссами.
И подобные инструкции часто встречаются в сети — тот же «Яндекс» по запросу «Гайд для новичков» выдает с десяток рекомендаций, связанных и с MMORPG, и с MOBA, и с мобильными развлечениями.
Кроме «Яндекс», руководства для геймеров встречаются и в специальных энциклопедиях, оформленных в виде «Википедии»: те же ссылки и тематические разделы, схожая подача информации, дополнительные рекомендации для новичков.
Встречаются в сети и сторонние гайды: например, для тех, кто мечтает похудеть или решил разобраться в инвестициях и криптовалюте.
А еще руководства неотъемлемая часть сразу нескольких сфер, связанных с мебельным производством (гайды по сборке кресел, столов и тумбочек), бытовой техникой (инструкции для пользователей) или даже кулинарией. Те же рецепты на сайтах или в блогах оформлены по всем правилам гайдов и точно также решают проблемы начинающего повара.
Как написать гайд
Основа каждого гайда — алгоритм действий, последовательно описывающий решение какой-то проблемы и способный привести читателя к конкретному результату.
В качестве примера — статья про пилатес, опубликованная в блоге профессионального тренера Марии Смирновой: материал подробно рассказывает о «системе развития гибкости и выносливости», а вместе с тем включает целую серию комплексов с упражнениями для новичков и профессионалов.
Такой гайд последовательно (от общих вопросов к частным) и подробно разбирает тысячи деталей и решает запросы аудитории. Но не все руководства работают по схожему сценарию.
Взять хотя бы вопросы, связанные с выбором мобильной техники. Читатели ждут конкретного алгоритма действий. Но как подготовить подобный гайд?
Описывать сотни телефонов и планшетов под каждый бюджет? Ни в коем случае. Если гайд лишен конечной цели (то есть, не ведет читателя к результату), то и готовить такую инструкцию бессмысленно.
Кроме результата, специалисты рекомендуют придерживаться и иных ориентиров:
- Уровень знаний. Каждый материал обязан соответствовать познаниям целевой аудитории. Бессмысленно заново знакомить React-разработчика с языком разметки HTML и базовыми стилями CSS. И наоборот — новичку и HTML, и CSS пригодятся. А, значит, чем точнее составлен портрет аудитории, тем проще общаться на одном языке и сразу переходить от вступительных слов — к делу
- Ничего лишнего. Отвлеченные темы портят гайды и мешают читателям пробиваться через лишнюю информацию к сути. Геймеру, находящемуся в поисках сборки для Pudge, совсем необязательно еще раз рассказывать о том, что такое Dota 2. Чем быстрее читатель доберется до конечного результата, тем лучше
- Иллюстрации — под каждый абзац. Дополнительные разъяснения едва ли понадобятся. Суть такова: чем больше картинок, тем информация воспринимается легче. Пользователю, настраивающему аккаунт в социальных сетях, порой быстрее взглянуть на скриншот, чем вычитывать глазами нужные подробности
- Факт-чек. Тот, кто составляет гайд, обязан проверять информацию и буквально делиться личным опытом. Если описанные действия далеки от реальности (например, совсем недавно обновилось программное обеспечение или пропали какие-то предметы в Dota 2), то читатель едва ли останется в восторге
- Последовательность. От общего — к частному, и никак иначе. Все как в том примере из блога Марии Смирновой — сначала о пилатесе, после — о тренажерах и принципах, а затем — к программам и тактикам использования в повседневной жизни. Ну, и куда же без личного опыта
- Личные тесты. Желательно подготовленный текст передать кому-то, кто совсем не разбирается в теме. И, если подготовленное руководство доведет читателя до результата, то все работает так, как и задумывалось. Если же возникли проблемы, то лучше сразу расширить текст, сменить стиль повествования или же добавить дополнительные иллюстрации
Требования к гайду
Составлять руководства и инструкции редакторы, корректоры и копирайтеры рекомендуют в информационном стиле — без канцеляризмов, очевидных рекомендаций, странных речевых оборотов. Чем в итоговом тексте больше общей или очевидной информации, несвязанной с темой гайда, тем сложнее читателю добраться до сути.
Специалисты настаивают на использовании простого синтаксиса и последовательного повествования, разделенного на тематические или смысловые блоки, подкрепленные советами, фактами, иллюстрациями или ссылками. Некоторые редакторы, включая Максима Ильяхова, поддерживающего работу сервиса «Главред», дополнительно рекомендует реже обращаться к читателям с помощью местоимений и чаще следить за орфографией и пунктуацией.
Кроме редакционной политики, важно придерживаться и иных правил, связанных с оформлением текста:
- Заголовки, подзаголовки, абзацы, списки – каждый смысловой блок помогает читателю быстрее искать информацию и отсеивать лишние сведения
- Желательно добавлять оглавление к статьям, объемом от 10 000 символов — каждый раз листать лонгриды достаточно тяжело
- Иллюстрации — важная часть статьи: даже правильно составленный текст лишается «силы» без сопутствующих скриншотов, картинок и декоративной графики
- Взаимодействуя с аудиторией, полезно расставлять ссылки на дополнительные материалы по теме — так информация раскрывается полностью
- Не помешает поддерживать контакт с читателями еще и в комментариях — альтернативные источники связи способны помочь с решением нестандартных вопросов
Заключение
Гайды — популярный контент, встречающийся и на страницах коммерческих сайтов, и в блогах, и в социальных сетях. Профессионалы делятся знаниями с новичками, консультанты — с покупателями, а геймеры — с почитателями игровой индустрии. Несмотря на скорость распространения подобных материалов, далеко не все копирайтеры способны представить миру действительно полезное руководство.
Кто-то размазывает три факта на 10 000 символов, кому-то недостает иллюстраций и инфографиков, а кого-то профессия вынуждает скрывать коммерческие тайны. Но еще сложнее обстоят дела с теми, кто не следит за аудиторией и пытается профессионалов обучать советами для новичков, а любителей погружать в слишком сложные термины. А потому для гайда важна подготовка, а для читателей — полезная информация.