Коммуникабельность: что это такое простыми словами
Каждый желает строить отношения с приятным в общении и понимающим человеком. Работодатели и вовсе прописывают в числе главных требований к сотруднику коммуникабельность. Рассказываем простыми словами, что это такое и как развить общительность.
Что такое коммуникабельность?
Википедия определяет этот термин, как «общительность, способность к установке связей, совместимость с другими людьми».
Интернет-энциклопедия также отмечает, что развивается этот навык на протяжение всей жизни, а в его формировании главную роль играют родители и учителя:
- Именно они должны научить ребенка
- Непредвзятости и способности спокойно воспринимать чужую позицию
- Гибкости мышления
- Эмпатии – пониманию состояния, настроения других людей
- Тактичности в выражении взглядов и мыслей
Коммуникабельный человек — кто это такой?
Раскованность и умение завести разговор – ключевые навыки. Но их недостаточно для того, чтобы считаться коммуникабельным человеком.
Исходя из трактовки Википедии и ряда учебников психологии, это понятие намного шире и включает в себя целый ряд личностных характеристик:
- Широкий кругозор и способность поддержать беседу на любую тему
- Толерантность и непредвзятость, умение спокойно относится к чужим взглядам, даже если они диаметрально противоположны вашим
- Гибкость. Коммуникабельный человек не испытывает стресса при резкой смене темы и обстоятельств — он легко подстраивается под них
- Искренность. Ведь вряд ли кто-то захочет тесно общаться с человеком, который лжет, недоговаривает и лукавит
- Харизматичный. Коммуникабельный человек всегда вызывает симпатию окружающих
- Способность подстроиться под любой тип общения. Он может легко договориться, как с начальником, так и с нахалом в автобусе, владеет разными приемами ведения беседы
- Спокойствие и уверенность в себе. Коммуникабельному человеку несложно заговорить с незнакомыми людьми уже потому, что он не испытывает кризиса самооценки и тревожности
Ряд этих навыков успешно развивается еще в детстве. Но не стоит строить иллюзий: даже самый талантливый человек не способен знать все и свободно общаться на любые темы. Поэтому, когда ему предстоит встреча с незнакомыми людьми и новой компанией, он старается подготовиться к ней заранее — узнать, какие темы интересны этим людям, и изучить их.
Таким образом, готовность постоянно получать новые знания — также неотъемлемая черта коммуникабельного человека. Возможно, именно поэтому работодатели так жаждут заполучить их в свой коллектив.
Преимущества и недостатки коммуникабельного человека
Мощная харизма и открытая улыбка очаруют, кого угодно. Поэтому коммуникабельному человеку намного легче двигаться по жизни:
- Он блистательно проходит собеседования и получает лучшие должности
- Быстро растет по карьерной лестнице и часто уже к 30 годам становится руководителем или собственником бизнеса
- Коммуникабельному человеку легче строить отношения с противоположным полом. Он способен влюбить в себя с первой встречи, поэтому семейная жизнь у него всегда в порядке
- У коммуникабельного человека много друзей и знакомых. Он не только никогда не страдает в одиночестве, но и почти всегда способен найти поддержку в любых жизненных и бытовых задачах
- Он не подвержен стрессу. Тихо страдать и сползать на когтях по стене от обиды — не его стезя
- Коммуникабельный человек быстрее выходит из кризиса в отношениях и на работе.
Застенчивым и мнительным людям кажется, что он — просто воплощение интеллекта, общительности и харизмы, идеальная личность. Но и у коммуникабельного человека могут быть недостатки. Во многом они зависят от выраженности его черт характера:
- Способность чувствовать и сопереживать нередко заставляет коммуникабельных людей воспринимать чужие проблемы, как свои, и испытывать потрясение «на ровном месте»
- Любознательность и обучаемость иногда приводят к тому, что человек не способен развиваться в одной узкой нише — он меняет профессии, имеет множество увлечений и всегда испытывает дефицит времени
- Излишняя уверенность в себе также способна поставить подножку. Например, привести к более низкой оценке на экзамене
При обучении коммуникабельности люди нередко используют широкие жесты и театральную мимику. И на этом этапе они могут получать обратный эффект — отпугивать людей. Имейте это ввиду, если вы намерены наращивать навыки общения.
Типы коммуникабельности
Психологи делят людей на экстравертов и интровертов. Первым легче стать коммуникабельными, поскольку уверенность в себе, жажда общения и харизма заложены в них природой.
Остальные навыки при умелом подходе можно развить. Интровертам же приходится сложнее — им намного интереснее наедине с собой, чем в шумной компании.
Тем не менее, человек — существо социальное, вынужденное контактировать с другими. И оттого, как мы это делаем, выделяют 4 типа коммуникации:
- Интровертивную
- Ригидную
- Доминантную
- Мобильную
Коммуникабельные люди относятся к 4-ому типу и обязаны уметь подстроиться под три предыдущих.
Интровертный тип
«Обращенные в себя» люди часто застенчивы, мнительны и первыми идут на контакт только в случае острой необходимости. В общении с интровертами категорически нельзя:
- Употреблять грубые выражения
- Допускать оскорбительные высказывания
- Говорить на интимные темы
- Громогласно хвалить и делать неискренние комплименты
- Перебивать и критиковать
Инициативу же в общении придется брать в свои руки — они с легкостью ее вам уступят. Приятным собеседником интроверты сочтут того, кто выражает к ним искренний интерес, подкрепляет его невербальными жестами — взглядом в глаза, киванием, открытой позицией.
Ригидный тип
Люди этого типа в общении также отдают инициативу в чужие руки. Более того, они настороженно относятся к новому собеседнику. Поэтому с ними нельзя:
- «Бросаться с места в карьер». Если вы сразу приступите к обсуждению важного для вас вопроса, то он будет старательно уходить от ответа: «Я подумаю», «Возможно», «Мне надо посоветоваться» — больше вы ничего не добьетесь
- Начинать издалека. В этом случае можно и вовсе не добраться до сути
Ригидного собеседника стоит слегка «разогреть» — начать с вступления, намеков, а затем перейти к обсуждению дела.
Доминантный тип
Эта манера общения свойственна руководителям и скандалистом. Говорят они громко, напористо, не обращая внимания на попытки других вставить слово. Инициатива всегда находится в их руках. Единственный способ выстроить с ними эффективную коммуникацию — дать выговориться, сделать паузу и после этого быстро, четко и внятно изложить свои мысли. В этом случае доминантному оратору придется вас выслушать.
Мобильный тип
Этот тип общения свойственен коммуникабельным людям. Они легко берут инициативу на себя, дают высказаться другим и подстраиваются под собеседника.
Как развить коммуникабельность в себе?
Освоить навыки общения и стать обаятельным во взрослом возрасте непросто. Ведь у каждого из нас есть свои комплексы и стереотипы поведения, заложенные в детстве. И с ними придется бороться. Но есть также базовые правила, которые помогут вам стать более приятным собеседником.
Что мешает вам стать коммуникабельным человеком?
Интровертивный склад личности — далеко не самое серьезное препятствие к освоению навыков общения. Есть и более значимые:
- Застенчивость. Такому человеку сложно начинать разговор, даже если инициатива исходит от кого-то другого. Важно разобраться в ее причинах и постараться избавиться от страха общения
- Низкая самооценка. Сложно раскованно вести диалог, если вы постоянно думаете о своих недостатках. Между тем, окружающие могут их попросту не видеть. Эту проблему нужно решать с психологом
- Дефекты речи. Они нередко приводят к комплексам, поддразниванию, трудностям в построении диалога. Решить проблему поможет логопед
- Нарушение концентрации внимания. Этот недостаток более свойственен женщинам — они витают в облаках, думают о том, что должны сделать сегодня, завтра и через год. Важно научиться удерживать внимание на словах собеседника
- Эмоциональность. Вряд ли вы сможете спокойно воспринять иную точку зрения, если вас захлестывают негодование и гнев. Учитесь держать себя в руках
Любое препятствие преодолимо. Но главное — обретение уверенности в себе. Ведь можно быть приятной пышкой, а не жирной коровой, говорить на французский манер, а не отчаянно картавить. Многое зависит от вашего восприятия и умения преподнести себя.
Золотые правила эффективного общения
Коммуникабельный человек — это харизматичная личность, вызывающая у нас симпатию. Причина этого таится в соблюдении им ряда негласных правил, нарушение которых способно вызвать отторжение даже на подсознательном уровне. А освоить их под силу каждому:
- Открытость. Скрещивание рук и ног, нервное постукивание пальцами по столу и напряженное выражение лица — черты, вызывающие у нас волну непонимания и страха. Поэтому, если хотите произвести хорошее впечатление, откажитесь от этих жестов и улыбайтесь почаще
- Искренность. Говорить — не мешки ворочать. Но если вы лжете или лукавите, многие люди интуитивно это чувствуют. Причиной тому — мимика и жесты. Поэтому либо научитесь их контролировать, либо будьте искренни;
- Принимайте чужую точку зрения. Не стоит ждать, что собеседник будет во всем с вами соглашаться. Будьте готовы принять и его позицию
- Проявляйте внимание. Умение говорить — не такой большой талант, как навык активного слушания. Отнеситесь к словам собеседника со всем вниманием, кивайте, если согласны с ним, задавайте уточняющие вопросы. И точно произведете приятное впечатление
- Доверьте выбор темы оппоненту. Ведь каждому приятно поговорить о том, что интересно ему
- Постоянно пополняйте копилку знаний. Коммуникабельность — это способность говорить на любые темы. Причем времени на подготовку может и не быть. Смотрите новости, читайте книги, чтобы вы всегда могли поддержать беседу.
При выполнении этих правил вы наверняка произведете приятное впечатление. Но если вы нарушите запреты, то все старания пойдут прахом. Поэтому поговорим и о них.
5 запретов в общении
Многие люди даже не догадываются, почему впали в немилость знакомых и родственников. Между тем, ответ часто лежит на поверхности — в области ошибок, которые никогда не допустит коммуникабельный человек:
- Критика. Особенно, если она затрагивает личность человека или звучит оскорбительно. Даже если человек поступил с вами непорядочно, примите ответственность за свои эмоции на себя и скажите: «Твои действия меня огорчили», а не «Ты во всем виноват!»
- Советы. Как говорил Дейл Карнеги, давать их можно только за хорошую плату. Во всех остальных случаях не стоит раздавать советы и учить других людей жить
- Желание показаться лучше, чем вы есть на самом деле. Во-первых, как говорил Михаил Литвак, на цыпочках долго не простоишь — люди все равно узнают, чего вы стоите на самом деле. Во-вторых, идеальные люди всегда вызывают раздражение и сомнения
- Неопрятность. Она понижает самооценку. Если вы знаете, что у вас пятно на одежде или не хватает пуговицы, вы невольно будете думать, не заметил ли этого собеседник. В результате нарушится концентрация внимания и весь день пойдет наперекосяк
- Ирония в адрес других людей. Брошенная в лицо собеседнику шутка может быть воспринята, как оскорбление. А подтрунивание над отсутствующими — удел сплетников и трусов
Не допускайте этих ошибок и увидите, как количество желающих общаться с вами резко увеличится.
Упражнения для развития коммуникабельности
Говорить умеют все. Но поддерживать беседу на любую тему и добиваться поставленных задач — единицы. И если вы не в их числе, стоит уделять хотя бы 15-20 минут в день развитию коммуникабельности. Вот несколько простых и эффективных упражнений:
- Чтение. Хорошая литература пополняет ваш словарный запас, учит грамотно формулировать мысли, что способствует повышению самооценки
- Дневник успеха. Ежедневно записывайте в тетрадку то, что вам удалось сделать за день и где вы проявили себя наилучшим образом. Всего пара строк в сутки со временем укрепят вашу уверенность в себе, повысят самооценку и снимут скованность при общении с людьми
- Остановите видео в произвольный момент. Импровизируйте: расскажите, что будет дальше или развейте мысль человека, который говорил
- Прочитайте наизусть стихотворение или расскажите историю — и запишите это на видео. Это поможет выявить недочеты в речи и подскажет, какие моменты нуждаются в проработке
- Заговорите со случайным человеком. На улице, остановке или в автобусе. Всего пару фраз на нейтральную тему — о погоде или какой-то ситуации. И вы поймете, что нет ничего страшного в том, чтобы взять на себя инициативу в общении
Как развивать коммуникабельность у детей?
Родители воспитывают нас наилучшим образом. А потом мы долго прорабатываем последствия воспитания с психологом.
И чтобы вашему ребенку не пришлось обращаться к специалисту для борьбы с застенчивостью и комплексами, следуйте простым правилам развития коммуникабельности:
- Никогда не произносите слова «Закрой рот», «Молчи, когда старшие разговаривают» и тому подобные. Привыкая вести себя тихо и незаметно в детстве, ваш ребенок сохранит эту привычку и в будущем
- Никогда не критикуйте его, как личность. Объясняйте, какой поступок вас огорчил и почему. Не «ты криворукий», а «ты пролил чай, убери за собой»
- Играйте вместе в куклы. Построение диалога между игрушками помогает обучить ребенка вежливости, базовым правилам коммуникации и даже сопереживанию, способности чувствовать настроение других людей
- Выбирайте добрые книги и энциклопедии для детей. Чем больше заинтересованности к чтению проявит малыш, тем выше шансы на формирование хорошей базы знаний во взрослом возрасте
- Больше гуляйте. Знакомство и общение с другими детьми – первый шаг к построению отношений с другими людьми
- Чаще говорите с ребенком. Обо всем на свете — о животных в зоопарке, отношениях людей, социальных ролях и профессиях. Задавая вопросы и высказывая свою позицию, ребенок учится продуктивно общаться
Коммуникабельность и обаяние — не дар природы, а черты характера, сформировать которые можно в любом возрасте. И если вы желаете их обрести или привить ребенку — начинайте действовать сейчас.