Кто такой менеджер маркетплейсов?
Менеджер маркетплейсов – специалист, занимающийся продвижением товаров и брендов на зарубежных и отечественных площадках электронной коммерции – «Яндекс.Маркет», Ozon, Wildberries, AliExpress.
С профессией связан целый набор творческих и экономических задач: такие специалисты координируют поставки, анализируют действия конкурентов, настраивают рекламу и составляют продающие тексты для товарных карточек.
Менеджеры по торговым площадкам, по сути, выступают представителями различных брендов, интернет-магазинов или даже частных предпринимателей, заинтересованных в поиске новых точек соприкосновения с клиентами и потенциальными покупателями.
И, если раньше многие экспериментаторы пытались выезжать за счет рекламы (и даже публиковали объявления в газетах), то сейчас достаточно добавить карточки с товарами на тематических площадках.
Проблемой станет лишь специфика сотрудничества с «Яндекс.Маркет», Ozon, Wildberries, AliExpress. У каждой площадки – собственные правила, а потому интернет-магазинам, брендам и предпринимателям и не обойтись без представителя, разбирающегося во всех тонкостях, а вместе с тем способного подготовить и продающий текст для каждой карточки, и товар представить в выгодном свете, и логистику доставки продумать, и даже с клиентом пообщаться.
Кроме перечисленных задач, менеджеры-профессионалы сталкиваются и с другими: например, с анализом трафика (эффективность размещения, реакция аудитории), составлением отчетов и сметы, настройкой веб-аналитики и формированием стратегии продвижения. Такую информацию уже редко выдают на курсах, а потому без постоянного развития навыков обойтись уже не выйдет. Но обо всем по порядку.
Кому подходит или какими навыками нужно обладать
Требования к менеджерам маркетплейсов (а еще ассистентам и консультантам) у работодателей постоянно меняются. И заметить перемены легче всего на HeadHunter. Раньше специалистам приходилось лишь наполнять товарные карточки, составлять отчеты в Excel и контактировать с клиентами — обрабатывать комментарии и делиться рекомендациями с потенциальными покупателями.
С другими задачами — логистикой, доставкой, упаковкой, маркетингом и анализом конкурентов — справлялись сторонние специалисты (а иногда и лично владельцы бизнеса).
В текущих реалиях менеджеры маркетплейсов вынуждены разбираться со всем набором задач собственноручно. И объявления с того же HeadHunter подобные перемены лишь подтверждают.
Например, если проанализировать сразу 5-6 вакансий, то требования сформируются следующего порядка:
- Знать правила работы с магазинами и торговыми площадками, включая Ozon, Wildberries, «Алиэкспресс» и «СберМаркет»
- Разбираться в сфере электронной коммерции, настраивать рекламу, подстраиваться под запросы аудитории
- Просчитывать логистику, взаимодействовать с поставщиками, клиентами и даже грузчиками (некоторые объявления включают и личную доставку товара)
- Заполнять товарные карточки, придумывать продающие тексты, слоганы и иную информацию для привлечения покупателей
- Ретушировать фотографии, составлять инфографику для конкретных товаров, собирать рекламные баннеры
- Анализировать действия конкурентов, разбираться в SMM, SEO, документообороте, контролировать продажи, развивать бренд
- Общаться с технической поддержкой, разбираться с конфликтными ситуациями, прорабатывать негатив
- Работать с сервисами аналитики (MPStats, HunterSales), заполнять отчеты, взаимодействовать с центрами сертификации
Сколько зарабатывают менеджеры маркетплейсов
Менеджеры маркетплейсов, как подсказывают исследования, проведенные агентством Data Insight, зарабатывают в среднем от 45 000 рублей в месяц. Расхождения в заработной плате во многом связаны и с уровнем нагрузки (некоторые специалисты сотрудничают сразу с 3 работодателями), и с местом трудоустройства. В Москве и области даже новичкам платят заметно больше, чем в регионах.
Если же рассматривать частности, то на HeadHunter предостаточно объявлений и с зарплатной вилкой в 30-50 тысяч рублей (разработка инфографики для карточек с товарами, аналитика закупок, составление отчетов) и с предложениями от 150 тысяч рублей для профессионалов с 5-летним опытом.
Но необязательно зацикливаться лишь на сайтах рекрутинговых агентств: тех, кто разбирается в сфере электронной коммерции, с распростертыми объятиями встретят и на биржах фриланса. Именно там копирайтеры составляют продающие тексты, а дизайнеры — прорабатывают инфографику для карточек с товаров. Расценки на подобные услуги варьируются, но за тексты часто платят до 500 рублей за 2 000 символов, а картинки расходятся за 300-700 рублей за штуку.
Насколько востребована профессия
Выборка с сайтов рекрутинговых агентств подтверждает растущий спрос на менеджеров маркетплейсов. Сотни вакансий публикуются на HeadHunter и SuperJob каждую неделю.
Работодатели находятся в поиске целого пласта специалистов, знакомых с правилами и особенностями работы торговых площадок.
Доступны вакансии и для ассистентов (работа с номенклатурой, просчет логистики, разработка и печать этикеток), и для стажеров (этакие помощники младшего звена, подстраивающиеся под запросы работодателя), и для тех, кто способен лично развивать бренды и чужой бизнес.
Но менеджерам маркетплейсов даже необязательно заранее планировать трудоустройство – работа для специалистов по торговым площадкам найдется и на биржах фриланса.
На том же Kwork предостаточно заказов для тех, кто способен профессионально разрабатывать тексты и дизайн для товарных карточек, знаком с правилами размещения объявлений и не жалеет знаний для проведения консультаций.
И, хотя фриланс не заменит привычного трудоустройства, проблем с работой точно не возникнет. Даже на Kwork разделы с заданиями переполнены, а потому у новичков появится шанс заполнить портфолио работами и стать на шаг ближе к стажировке или хотя бы собеседованию.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы у профессии противоречивые. С одной стороны – высокая зарплата (от 100 000 рублей, как подсказывают профессионалы) из-за сдельной оплаты труда, но рассчитывать на стабильный доход без опыта практически бессмысленно, а многие работодатели не выдают даже оклад.
С другой стороны — профессия новая и конкуренция на рынке труда по-прежнему низкая, но, как и в случае с зарплатой, без навыков или накопленного опыта даже на собеседования приглашают далеко не всех.
Если отбросить противоречия, то плюсы у профессии наберутся следующие:
- Быстрое обучение: азы рассматриваются на курсах и лекциях, а многие детали с легкостью прорабатываются на практике
- С менеджерами маркетплейсов часто сотрудничают на фрилансе, а потому даже вакансии для москвичей никто не мешает рассматривать в регионах
- Возможность выбирать смежные направления: специалисты электронной коммерции часто подрабатывают дизайнерами, копирайтерами
- Многие опытные менеджеры маркетплейсов в дальнейшем перерастают в индивидуальных предпринимателей и бизнесменов
- Плавающий уровень нагрузки и обилие заданий творческого характера – проработка слоганов, заполнение карточек с товарами, общение с клиентами
Как стать менеджером маркетплейсов
Быстрый путь в профессию — онлайн-курсы. Специально составленные учебные программы всего за 3-6 месяцев обучают менеджеров маркетплейсов с нуля и готовят к сотрудничеству и с прямыми заказчиками, и с работодателями.
Расширенная подборка платных курсов уже доступна в блоге, но перед просмотром всей коллекции не помешает познакомиться с предложениями от SkillBox и «Нетология»:
- Курс от Skillbox Профессия «Менеджер маркетплейсов»разделен на 6 тематических блоков и включает знакомство с целой серией важных для будущих специалистов навыков. Речь и об анализе рынка (в том числе и конкурентов, и товарной ниши), и об оформлении карточек с товарами (продающие тексты, дизайн иллюстраций, обработка фотографий), и о взаимодействии с клиентами. На учебную программу преподаватели рекомендуют закладывать чуть больше 6 месяцев: за полгода появится шанс и дипломную работу защитить, и разобраться с дополнительными факультативами – «Excel с 0 до Pro», «Google.Таблицы» и «Продвижение на цифровых витринах»
- Профессия «Менеджер по маркетплейсам: расширенный курс» преподаватели из «Нетологии» обучают за 6 месяца. Как и у Skillbox предусмотрены обязательные и дополнительные тематические блоки, предусмотрена масштабная практическая работа и набор промежуточных целей, связанных с приобретением конкретных навыков — дизайн, копирайтинг, составление отчетности
Заключение
Менеджерами маркетплейсов интересуются и работодатели (на HeadHunter — тысячи вакансий и для стажеров, и для профессионалов с опытом), и прямые заказчики: на биржах фриланса предостаточно объявлений, связанных с поиском специалистов, способных и карточки с товарами заполнить, и логистические пути продумать, и провести консультацию.
И игнорировать столь высокий спрос бессмысленно: пока индустрия только развивается, даже у новичков предостаточно шансов за 3-6 месяцев пройти курсы и всего за пару недель найти подходящую работу. А там никто не мешает выбирать собственный путь для карьерного роста.
Кто-то, например, попрактиковавшись в продажах, решит стать индивидуальным предпринимателем, а у кого-то появится желание перейти в дизайн, продающий копирайтинг и иные сферы бизнес-деятельности.