Что такое маркетинговые исследования
? Исследование в маркетинге — это сбор, систематизация и анализ информации о ситуации на рынке. В комплекс изучаемых данных входят:
-
Цены
-
Качество
-
Конкуренты
-
Пользователи
Такая информация позволяет правильно выстраивать стратегию, учитывать фактор выгоды для клиента, сокращать потенциальные убытки.
Маркетинговые исследования проводят штатные маркетологи, отделы или специализированные организации.
Для чего проводят маркетинговые исследования
? Проведение маркетинговых исследований преследует определенные цели, в том числе:
- Повторение успешного опыта конкурентов (бенчмаркинг) — определение основных тенденций развития, копирование практик
Технология направлена на поиск лучших решений других компаний и их внедрение в практику работы своей компании. Итогом работы является определение эталонной стратегии развития, показателей и мероприятий для достижения цели.
Пример кейса — компания Газпром. По результатам анализа деятельности компаний — нефтедобытчиков выяснилось, что услуги по бурению скважин им оказывают сторонние организации. Поэтому Газпром вывел это направление на аутсорсинг.
- Знакомство с целевой аудиторией для понимания и закрытия ее потребностей
Есть разные способы сбора сегмента целевой аудитории, в том числе по социально — демографическим параметрам. Для получения нужного результата тестируют сразу несколько вариантов и сравнивают показатели.
Пример. Сеть книжных магазинов «Читай–город» совместно с компанией МТС решили привлекать клиентов с помощью скидок на всю продукцию из ассортимента. В тексте сообщения приходила ссылка на штрихкод. Это выполняло сразу 2 задачи:
С помощью Big Data МТС получилось определить целевую аудиторию по потребительским привычкам: самый большой процент продаж пришелся на тех, кто по выходным заказывает еду на дом.
- Планирование новых продуктов, услуг, корпоративных изменений с учетом интересов конечных потребителей
Пример. Опрос потребителей косметических средств показал, что решающее значение при покупке имеют цена и качество. Однако, при анализе целевой аудитории были сделаны более интересные выводы:
-
Поколение Х (рожденные с 1960 по 1980 годы, сейчас им 40+) ценит бренды, охотно пробует новинки, гораздо чаще берет кредиты на покупку
-
Поколение Y (рождены с 1984 по 2000 годы, им от 23 до 40 лет) долго выбирает, больше ориентируется на репутацию компании, отзывы покупателей, отдает предпочтение натуральной косметике
-
Среди представителей поколения Z (те, кто родился с 2000 по 2010 годы) растет потребность в чистой продукции, но отсутствует доверие к традиционной рекламе. Информацию о продуктах получают из блогов, соцсетей. Чаще выбирают органическую косметику
Что изучают аналитики
Маркетинговые исследования в целом помогают понять клиента и обеспечить принятие эффективных управленческих решений на всех уровнях.
? Объективные данные получают при изучении таких факторов:
Определение тенденций, механизмов и возможностей рынка, оценка позиций конкурентов, выявление потенциальных проблем.
? Цель: Расчет рентабельности бизнеса в текущих условиях.
Изучение внешних условий, которые не зависят от деятельности самой компании, но влияют на результаты ее деятельности.
? Цель: Соблюдение баланса внешних условий и возможностей бизнеса.
Выявление установок, мотивов, образа жизни, алгоритмов принятия решения потенциальных клиентов. В момент покупки на человека влияет сразу несколько факторов:
?Цель: Выявить запрос и предложить конкретный товар.
Комплексное изучение работы компаний, которые продают похожие товары и услуги.
? Цель: Выявить слабые и сильные стороны, оценить потенциал сотрудничества.
Установление способов расчета стоимости товара или услуги. Неправильно рассчитанная стоимость всегда приводит к убыткам и дальнейшему закрытию бизнеса, так как низкая не покроет себестоимость, высокая — «отпугнет» клиентов.
? Цель: Рассчитать оптимальную стоимость каждого продукта или услуги.
- Удовлетворенность клиентов
Измерение того, что важно клиенту и насколько он этим удовлетворен. При этом за основу принимают ответы покупателей, процент повторных покупок.
? Цель: Исследования: удержание постоянных покупателей + привлечение новых.
Виды маркетинговых исследований
? Перечислим основные виды в зависимости от их целей:
- Поисковые (зондирующие или разведывательные)
Это сбор подготовительных данных на основе деятельности фокус–групп, анализа прошлого опыта, оценки конкретных ситуаций. Такой сбор необходим для определения круга проблем, разработки целей.
- Описательные (дескриптивные)
Описание базовых ситуаций: маркетинговых проблем, рынка, конечных потребителей. Такое исследование основывается на вопросах:
? Цель – фиксация подробностей на основе исходных данных.
- Экспериментальные (казуальные)
Проверка причинно-следственных зависимостей и толкование проявляющихся связей. Главный вопрос — почему? Для ответа проводят эксперименты, анализируют разные факторы, моделируют ситуации.
Среда маркетинга
Для реализации возможностей компания должна отслеживать текущие изменения с помощью маркетинговых исследований.
? Среда маркетинга рассматривается по двум направлениям:
- Внутреннее (микросреда) — анализ деятельности самой компании, который определяет эффективность ее работы
В числе вводных:
-
Кадры
-
Организация управления
-
Финансы
-
Отдельные стратегии: продукт, услуга, ценообразование, сбыт, коммуникация внутри команды
- Внешнее (макросреда) — анализ общей сферы бизнеса, я, где функционирует сама компания, конкуренты и пользователи
Говоря иными словами, внутренняя аналитика отвечает на вопрос что происходит, внешняя — почему.
? Пример: По некоторым данным 20% покупателей маркетплейсов оставляют в корзине товары, но не заказывают их. Для понимания проблемы аналитик должен провести исследование и разобраться в причинах незавершенной покупки (высокие цены, неудобные условия заказа, отсутствие доставки).
Методы исследований
? Существуют десятки способов, которые можно условно поделить на 2 большие группы:
Обеспечивают получение информации от большого количества респондентов. Отвечают на вопросы: «Почему», «Как». Основной метод — сбор первичной информации в ходе опросов.
Исследуют небольшие группы людей для определения образа потребительского мышления. Дают ответы на вопросы «Кто», «Сколько».
? В числе основных методик:
-
Наблюдение за выбранными группами людей, действиями и ситуациями в отношении конкретных товаров и услуг.
-
Фокус-группа — форма опроса подобранной группы по ограниченному кругу вопросов для изучения проблематики и потребностей респондентов.
-
Эксперименты и тестирование — работа с однотипными группами людей для сравнения их реакции на различные факторы: цена, реклама, польза, состав
-
Глубинное интервью — сбор данных об истинных мотивах поведения человека при выборе товаров, услуг
Заключение
Маркетинговые исследования проводят для получения подробной информации о клиенте. Объективные данные помогают адаптировать рекламные кампании под разные группы потребителей, улучшить качество обслуживания, дать тот товар, который им необходим.
Использование результатов исследований позволит правильно строить стратегию бизнеса и получать максимальную прибыль.