Что такое взаимопиар: подробно о том, как работает круговорот аудитории в социальных сетях и Telegram-каналах
В соцсетях, где аудитория — это валюта, взаимопиар открывает двери для роста без больших затрат. Погрузим в механизмы круговорота подписчиков и расскажем, как сотрудничество может усилить ваше онлайн-присутствие.
Что такое ВП?
Взаимный пиар (ВП или кросс-промоушн) — не теряющий популярности формат продвижения в социальных сетях (и не только: в бизнесе действуют те же правила), напоминающий нечто среднее между бартером и бесплатной рекламой.
По сути, владельцы сообществ или личных аккаунтов сначала проговаривают детали, а после попеременно рекламируют страницы друг друга.
Цель такого информационного обмена — привлечь новую аудиторию, собрать статистику и даже повысить некоторые социальные показатели, вроде количества просмотров, лайков и подписчиков. При правильном подходе взаимопиар сэкономит много времени, необходимого на раскрутку сообщества или аккаунта.
С чего начать?
Как же действовать правильно?
Во-первых, нельзя проводить ВП слишком часто, иначе уже набранную аудиторию начнет раздражать постоянная реклама и вместо прироста аудитории начнутся проблемы с лояльными подписчиками. Если ставки велики и сбавлять темпы нельзя ни на секунду, то желательно хотя бы менять формат рекламы — публикации, «Истории», прямые эфиры. Под разнообразием контента вполне реально скрыть алчные намерения.
Во-вторых, желательно сотрудничать не с конкурентами, а с представителями смежных сфер. Например, у репетиторов английского языка из одного города точно возникнет конфликт интересов, но блогер, публикующий развлекательный контент на английском языке вперемешку с русским с тем же репетитором точно сработается.
И напоследок: желающих раскрутить личный блог «на халяву» в сети предостаточно, а потому до обмена рекламными публикациями не помешает проверить статистику чужого аккаунта, сообщества или канала с помощью сторонних сервисов. Возможно, у будущего «коллеги» проблемы с репутацией. А советовать собственным подписчикам обманщиков — слишком рискованно.
Виды взаимного пиара
Форматы кросс-промоушна напрямую зависят от того, какие аккаунты и в какой социальной сети продвигаются. Например, в VK владельцы сообществ и коммерческих аккаунтов редко выбираются за пределы стены: то есть, банально публикуют новости со ссылками на чужие страницы. Редко встречаются репосты, да и те часами обговариваются в личных сообщениях. Telegram вынуждает придерживаться тех же правил: публиковать посты на каналах и совсем редко — в чатах.
А вот в социальной сети Instagram* взаимопиар по-настоящему процветает: блогеры прибегают к сотням способов привлечь новую аудиторию и поделиться ссылками на друзей или коллег и тех, с кем появилось желание посотрудничать.
Репост
Классический способ обмена аудиторией: достаточно подготовить репост чужого контента на собственную страницу и проставить соответствующие ссылки, а после дополнить информацию текстом. Желательно добавить репосту естественности и отойти от канонов классической рекламы.
Вынуждать собственных подписчиков подписаться на чужие аккаунты рискованно для собственной репутации. После похожий репост подготовит и владелец аккаунта/сообщества, с которым появилось желание сотрудничать.
Гостевая публикация
Гостевая публикация — распространенная альтернатива репостам, способная привести к еще большим результатам за счет дополнительной подготовки и своеобразного «прощупывания» аудитории.
Работают гостевые публикации по следующему сценарию: блогеры (или владельцы сообществ/каналов) сначала договариваются о взаимопиаре, а после — готовят тексты для публикации на чужой стене, попутно рассказывая о собственном опыте (контенте или поставленных целях) и активно взаимодействуя с аудиторией. Заранее подготовленный пост намного выигрышнее репоста — вместо вырванной из контекста информации подписчики с двух сторон столкнутся с экспертным материалом, способным принести пользу всем и сразу.
Прямой эфир
Без подготовки поделиться информацией о чужом аккаунте многие блогеры стараются с помощью прямых эфиров. Способов организовать похожий формат взаимопиара несколько: иногда блогеры созваниваются в том же Instagram* и попеременно общаясь друг с другом, взаимодействуют еще и с аудиторией. Например, психологи в Instagram* часто связываются со специалистами из смежных сфер для обмена подписчиками и разбора нестандартных тем, вроде продуктивности, тайм-менеджмента и семейных взаимоотношений.
Но порой прямые эфиры проводятся из одной студии — при непосредственном контакте владельцев двух аккаунтов в социальных сетях. Такой формат привлекает больше зрителей, но требует специальной подготовки и предварительного информационного прогрева — то есть, трансляцию желательно анонсировать заранее — хотя бы за пару дней до предстоящего события.
«Истории»
Формат Stories во «ВКонтакте» еще приживается, а в Instagram* уже давно превратился в необычное медиапространство, привлекающее зрителей короткими публикациями обо всем на свете. И взаимопиару место там тоже найдется. Главное — правильно выстроить повествование: нельзя расставить несколько ссылок и вписать 2–3 предложения. Желательно разделить информацию о рекламируемом аккаунте на несколько «Историй» со всей информацией — о профиле, контенте и даже причинах для оформления подписки.
Марафон
Мода на марафоны в Instagram* не стихает уже несколько лет подряд: по статистике, собранной сразу несколькими исследовательскими центрами, включая Google Trends, миллионы пользователей постоянно находятся в поиске столь необычных «социальных соревнований».
Кто-то мечтает срочно сбросить вес и за каких-то 30 дней основательно подсушиться, а кому-то важен доступ к эксклюзивным знаниям и онлайн-курсам. Формат действительно популярный, но требует специальной подготовки: необходимо заранее выбрать тему (розыгрыш курсов, спортивное соревнование, мастер-класс), а после — привлечь тех, кто заинтересован в сотрудничестве. Понадобится еще и приз — для дополнительной стимуляции аудитории.
Для чего нужен взаимопиар?
К взаимному пиару блогеры, начинающие предприниматели и владельцы сообществ прибегают по многим причинам: в основном — ради новых подписчиков (без аудитории хотя бы в 500–1 000 постоянных читателей сложно найти рекламодателей и запустить «сарафанного радио»), но иногда — для проверки качества публикуемых материалов или сбора статистики.
Привлекая гостей и зрителей со стороны, контент-менеджеры способны быстро оценить информационный отклик, а после — сменить стратегию продвижения, поменять стиль взаимодействия с аудиторией, выбрать новые креативы, снизить количество рекламы.
Статистика же понадобится для исследования целого комплекса параметров, включая уровень вовлеченности (побуждают ли публикации оставлять комментарии и лайки), лояльности и активности. По последнему критерию многие рекламодатели решают, сотрудничать ли с блогерами, а бизнесмены — появятся ли из набранной аудитории будущие клиенты.
FAQ
Теория — пройдена. Настало время переходить к практике, а потому ниже — несколько инструкций, связанных с поиском аккаунтов для сотрудничества, и парочка рекомендаций на случай непредвиденных ситуаций.
Искать заинтересованных в сотрудничестве блогеров в VK специалисты рекомендуют несколькими способами. Во-первых, по тематике: например, если одно сообщество посвящено лыжным тренировкам, то подходящая аудитория обязательно найдется в группах, специализирующихся на продаже зимней экипировки. Воспользовавшись поиском по подходящим ключевым словам, в выдаче обязательно появится сразу несколько сообществ с достаточным охватом, владельцам которых и необходимо предложить сотрудничество. Во-вторых, сработает и вариант с поиском сообществ с названием «ВП», «Взаимопиар», «Друзья» — то есть, специально предназначенных для быстрого обмена аудиторией. Найти подходящих для сотрудничества блогеров/бизнесменов вполне реально и в публикациях на стене, но никто не мешает разместить собственное объявление со всеми требованиями и правилами. Найти каналы для взаимопиара в Telegram достаточно сложно — мессенджер ограничивает поисковую выдачу, не разрешает добавлять ключевые слова и хоть как-то фильтровать результаты. А потому специалисты рекомендуют обращаться за помощью к специальным сервисам с каталогом каналов и ботов. Хотя в Instagram* сработают трюки и из Telegram с «ВКонтакте», лучше использовать тематические хэштеги в поисковой строке. И речь необязательно о связке «#взаимныйпиар» или «#вп», но и о запросах, описывающих аккаунты из смежных сфер. Та же зимняя экипировка, которая прекрасно сочетается с лыжными тренировками (по аналогии с VK), сработает и в Instagram*. А благодаря разделам «Топ», «Недавнее» или Reels появится шанс отсеять лишнее и еще быстрее найти подходящую аудиторию. Найти хотя бы несколько сообществ и каналов, готовых к взаимному пиару не слишком-то и сложно: даже быстрый поиск в социальных сетях приведет к целой коллекции потенциальных союзников. Но кооперироваться с первым встречным рискованно. И дело не только в репутации, но и в трате свободного времени. А потому желательно действовать в соответствии с небольшим чек-листом:
Как найти сообщество для ВП в социальной сети «ВКонтакте»?
Как найти каналы для взаимопиара в Telegram?
Как продвигать аккаунты в Instagram?*
Как подготовиться к ВП и не допустить ошибок?
Заключение
Взаимопиар — не панацея: без рекламного бюджета, свежих идей и подробной стратегии продвижения раскрутить аккаунт или сообщество в социальных сетях и стать звездой не выйдет. Помешают и конкуренты, и естественный отток аудитории, и меняющееся инфополе в России и мире.
Но начать карьеру и набрать хотя бы несколько сотен-тысяч подписчиков с помощью взаимопиара действительно несложно: понадобятся лишь каналы или сообщества из смежной сферы, несколько заготовленных публикаций и правильно расставленные приоритеты.
Важно помнить лишь о своеобразном пороге вхождения: совсем без подписчиков достучаться до владельцев сообществ или каналов с аудиторией даже в 500-1000 постоянных читателей бесплатно практически невозможно. Взаимопиар лишь для тех, чьи «силы» и социальные показатели равны.
*Деятельность Meta (и социальных сетей Facebook* и Instagram*) запрещена на территории Российской Федерации на основании Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».