Интернет-маркетолог – кто это, чем занимается и сколько зарабатывает
Интернет-маркетолог превращает цифровые площадки в эффективные каналы для привлечения и удержания клиентов. Разбираемся, что входит в обязанности специалиста, какие навыки важны для успеха и сколько зарабатывают такие сотрудники.
Интернет-маркетолог — кто это?
Рассмотрим на примере. Некто открыл свое дело — пивной бар. Арендовал помещение, закупил товара, оформил вывеску и продает пиво посетителям. Дело идет, но клиенты к нему приходят или по сарафанному радио (друзья, знакомые) или те, кто мимо по улице шел и решил заглянуть. Меж тем целый пласт клиентов, которые могли бы узнать о новом баре из интернета, остается неохваченным.
Надо раскручиваться в интернете — осеняет предпринимателя. Он ищет интернет-маркетолога, который занимается продвижением в сети.
И пошла работа: интернет-маркетолог определяет целевую аудиторию, разрабатывает стратегию продвижения и запускает рекламу. Если он обладает необходимыми навыками, делает все сам. Если нет, нанимает специалистов: копирайтеров, директологов, таргетологов, веб-дизайнеров, сеошников.
Что делает интернет-маркетолог?
Рассмотрим каждый пункт отдельно на примере того самого бара.
Определяет целевую аудиторию (ЦА). Если бар небольшой, основными посетителями будут студенты, молодежь. Если дорогой и пафосный, люди более высокого статуса. Если в баре проводятся концерты, можно привлечь любителей музыки. Интернет-маркетолог выделяет основные виды ЦА и работает с каждой отдельно.
Анализирует основных конкурентов, их позиционирование на рынке и способы продвижения. Думает, как отстроиться от них, а в идеале переманить клиентов к себе (то есть, к заказчику).
Разрабатывает комплексную стратегию продвижения. Их выделяют три: продвижение с помощью пиара (публикации в СМИ, привлечение блогеров и медийных лиц), вирусный маркетинг (оригинальный контент, который будет настолько интересен пользователям, что они сами распространят его по сети), комплексный интернет-маркетинг (присутствие на всех каналах).
Например, сделать сайт, создать группу в соцсетях и наполнить ее контентом, заказать контекстную рекламу в Яндексе, баннерную и тизерную рекламу, договориться с блогерами о нативной рекламе, со СМИ о рекламных статьях.
Выбирает рекламные каналы, которые будут работать максимально эффективно. Например, если бар нацелен на молодежную аудиторию, хорошо сработает реклама на Youtube, в мессенджерах, соцсетях. Если это сегмент B2B (бизнес для бизнеса), надо искать клиентов среди читателей популярных СМИ, посетителей бизнес-форумов, слушателей курсов и вебинаров.
Заботится о SEO — продвижении сайта в поисковиках. Высший пилотаж — вывести сайт в ТОП по нескольким позициям. Одновременно отслеживает поведение пользователей на сайте с помощью систем аналитики, например, в Яндекс Метрике.
Нанимает подрядчиков. Даже если интернет-маркетолог — суперпрофи, ему не под силу заниматься всем самостоятельно. Да и специфика подрядчиков слишком узкая: копирайтер пишет тексты о сортах пива, специалист по контекстной рекламе настраивает Яндекс.Директ, SMM-щик занимается рекламой в соцсетях, отвечает за таргет, администратор во ВКонтакте ведет группу бара или паблик.
Поэтому интернет-маркетолог находит исполнителей — фрилансеров или рекламное агентство, дает им ТЗ и следит за его выполнением. А также координирует их действия, направляет и подсказывает. Собирает данные, отслеживает показатели эффективности: конверсию, ROI (коэффициент окупаемости рекламы) и другие.
Позиционирует бренд на рынке: управляет репутацией, работает с негативными отзывами. Этот пункт не обязателен, часто позиционированием занимаются пиарщики, пресс-секретари, директора по развитию и так далее.
Плюсы профессии
- По данным портала hh.ru, профессия интернет-маркетолога входит в десятку самых востребованных в нашей стране. А значит, вы с легкостью сможете найти работу. И оплата вполне достойная
- Если вы уже работали в смежных профессиях, то уже имеете минимальное представление об интернет-маркетинге: А значит, вам будет проще
- Можно освоить много новых направлений. Интернет-маркетолог может стать трейд-маркетологом, маркетологом-экономистом, впоследствии самому открыть бизнес
Минусы профессии
- Это довольно сложно. Если для копирайтера основное умение — писать тексты, интернет-маркетолог совмещает несколько навыков
- Это знание основ менеджмента, маркетинга, SEO-продвижения, контекстной, таргетированной, медийной рекламы, контент-маркетинга, еmail-маркетинга. Понятно, что все это будут выполнять подрядчики, но им нужно давать четкое ТЗ и проверять выполненную работу. То есть без знаний в этих сферах никуда.
- Не подходит для гуманитариев. Как мы уже писали, работа маркетолога — не только правильно угадать ЦА и продумать рекламную стратегию. Результат измеряется в показателях эффективности, а это цифры. Вам придется постоянно анализировать, измерять, сравнивать
- Не все владельцы бизнеса понимают, зачем им нужен интернет-маркетолог. Поэтому ищите молодые современные компании, которые заинтересованы в ваших услугах
Подводные камни интернет-маркетинга
От интернет-маркетолога часто хотят слишком многого, не понимая сути профессии.
Тыжмаркетолог, сделай нам бесплатную рекламу! Увы, многие заказчики хотят получить масштабную рекламу в сети, при этом оплачивая работу по минимуму. Зато спрашивать с вас будут по полной программе. Бывает невозможно доказать, что отдача от рекламы возможна только с хорошим бюджетом.
Тыжмаркетолог, напиши нам текст! Интернет-маркетолога часто путают с представителями других интернет-профессий. Объясните заказчику, что ваша задача — больше, чем самостоятельно писать тексты, делать сайты, подбирать картинки для соцсетей.
Тыжмаркетолог, приводишь клиентов, почему они не покупают? Как вы поняли — интернет-маркетолог ничего не продает. Он лишь привлекает посетителей, а дальше забота продавцов сделать так, чтобы клиенты совершали покупки.
Основные качества интернет-маркетолога
- Коммуникабельность. Общаться придется с заказчиками, рекламодателями, подрядчиками-исполнителями
- Умение организовать команду
- Аналитическое мышление, умение работать с цифрами и данными
- Стратегическое мышление
- Креативность, способность предложить необычный вариант продвижения
- Многозадачность — способность делать несколько дел одновременно
- Стремление к постоянному саморазвитию, совершенствованию навыков и знаний
Обучение профессии интернет-маркетолога
Если мы вас еще не напугали, и вы по-прежнему хотите стать интернет-маркетологом, рассмотрите следующие виды обучения. В институтах этой специальности пока не учат, значит, в вашем распоряжении курсы, платные и бесплатные, и широкие возможности самообразования.
Где найти работу интернет-маркетологу?
Ознакомились с теорией — приступайте к практике. Имейте в виду, что одноразовыми заказами, как в случае веб-дизайнера или копирайтера, обойтись не получится. Интернет-маркетолог берет проекты в работу на долгие месяцы, если не годы. Где их искать?
Не ищите сразу крупные проекты — слишком велик риск. Попробуйте сначала раскрутить свой ресурс или паблик в соцсети. Это даст вам необходимые практические знания, возможность обрасти деловыми контактами и увидеть изнанку профессии. А заодно и первый кейс в портфолио получите — будет о чем рассказать заказчикам.
Предлагайте свои услуги по сарафанному радио. Поспрашивайте у друзей и знакомых, наверняка в их окружении найдется человек, которому требуется продвижение бизнеса в интернете. Будьте осторожны, рассчитывайте свои силы. Если ошибетесь, человек может потерять прибыль, а вы — репутацию.
Совет: не старайтесь объять необъятное, выберите несколько навыков, которые даются вам легче всего. Например, продвижение в соцсетях, на Youtube, еmail-рассылки. Когда освоите эти методы продвижения, начинайте изучать другие. Например, контекстную рекламу, продвижение в поисковиках. Это расширит ваш кругозор и впоследствии облегчит работу с подрядчиками.
Набрались опыта — попробуйте силы, изучая вакансии на профильных сайтах. Это уже полноценная работа, там можно найти объявления о постоянной работе в офисе или в качестве фрилансера.
Тематические группы в соцсетях. То же самое, что и на сайтах трудоустройства. Объявления там публикуют как частные заказчики (владельцы бизнеса), так и крупные компании и организации.
Хочется стабильной работы, обратитесь в агентства интернет-маркетинга. Там постоянно требуются специалисты. Но и требования предъявят соответствующие: собеседование, практическое задание и портфолио.
Сколько зарабатывает интернет-маркетолог?
Зарплата специалиста зависит от нескольких критериев:
- Объем знаний, которыми он обладает. Новичку, который компетентен лишь в нескольких сферах интернет-маркетинга, заплатят меньше, чем универсальному профи
- Эффективность работы интернет-маркетолога. Средненький специалист, который не умеет прогнозировать эффективность рекламной стратегии, не приносит компании новых клиентов и прибыли, много не получит. Талантливые ребята быстро делают карьеру и выбиваются на руководящие должности, например, директора по маркетингу
- Платежеспособность заказчика. Если рекламный бюджет ограничен десятком тысяч, все рекламные каналы охватить просто невозможно, приходится ограничиваться самыми простыми и дешевыми. Эффективности, понятно, гарантировать не получится
- Статус интернет-маркетолога. Специалист на постоянной работе с обычным графиком получает больше, чем фрилансер, помогающий развивать группу в соцсетях своему знакомому
Сколько получает интернет-маркетолог? Фрилансеры называют различные суммы — от 10 000 в месяц за ведение одного проекта и до бесконечности. Специалисты на окладе говорят уже другие суммы.
В Москве зарплата составляет в среднем 100 000 рублей. Но такой сотрудник умеет все, о чем мы говорили выше, имеет за спиной курсы повышения квалификации, постоянно совершенствуется и развивается.
Интернет-маркетолог — сложная профессия, которая требует специализированных знаний. Вам нужно не только изучать основы рекламы, менеджмента, бизнеса, но и учиться управлять командой исполнителей.