Как написать заголовок: список готовых шаблонов
Заголовок — ключевой аспект, который позволяет тексту не потеряться среди тысяч других. Он привлекает внимание и намекает, чем информация статьи может быть полезна. Расскажем о правилах создания идеальных заголовков.
Общая характеристика заголовков
Заголовок можно определить как основную идею текста, представленную в форме рекламной, привлекающей внимания фразы. Иногда автору удается обойтись одним словом, настолько емким и интригующим, чтобы вызвать у читателей интерес.
Такое встречается в художественной литературе, а вот в веб-текстах однословными заголовками обойтись сложно и придется потрудиться, придумывая достойный, работающий заголовок. Но сначала разберемся, зачем ломать голову над одной фразой, если все нужное сказано в тексте.
Как «работает» заголовок?
С момента появления текстов, ориентированных на массового читателя, заголовок играл роль маркера — знака, позволяющего отличить один текст от других. Поэтому тексты получали имена, как люди, горы, реки и города.
Но название еще содержало информацию о том, что ожидает читателя. И это вполне закономерно — вдруг совсем неважно то, что там написано. Сейчас же задачи и функции заголовков более разнообразны:
- Информационная. Заголовок в сжатом виде несет информацию о тексте в целом
- Функция идентификации. Название текста позволяет его выделить из массы сообщений и определить его направленность на соответствующую целевую аудиторию (ЦА)
- Рекламная или функция привлечения внимания. Хороший заголовок должен «цеплять» потенциального читателя, побуждать его заглянуть в текст, узнать о его содержании
- Функция продвижения текста. Характерна для веб-текстов или, по-другому, сетевого контента, который за счет правильно написанного заголовка может подняться в выдаче поисковых систем
Своеобразие заголовков и различные подходы к их составлению во многом зависят от жанра, стиля текста и его ориентации на определенную ЦА. Поэтому чтобы разобраться, как написать заголовок, нужно сначала идентифицировать текст, определить, к какому виду и, соответственно, жанру и стилю он принадлежит.
Виды текстов и особенности заголовков
Несмотря на то, что все заголовки выполняют схожие функции, их форма, стилистика и даже размер различаются. Главным образом это зависит от цели текста и его жанровой принадлежности.
Потому что, например, хорошо работающее название продающего текста вызовет отторжение в качестве заголовка книги, причем не только художественной, но и публицистической. О заголовках книг вообще стоит говорить отдельно, а сейчас остановимся на жанрах.
Художественные тексты
При написании заголовка акцент делается на оригинальности и нестандартности, а клише и штампы считаются недостатком. Главная задача — привлечь внимание ЦА. Четких требований и правил для названий нет. Примеры: «По ком звонит колокол», «Где обитает любовь», «Золотые денечки».
Публицистические
Это заголовки статей СМИ и сетевых журналов, очерков, репортажей, а также книг жанра нон-фикшн. Акцент делается на интерес, заголовки часто содержат интригу, удивляют, а то и шокируют. Например, названия статей: «Житель Самары умер, упав с дивана», «Тайна марсианских каналов открыта». Или книги: Д. Варламова «Секс: От нейробиологии до виртуального либидо»; С. Монтгомери: «Душа осьминога: тайна сознания удивительного существа».
Научные
Им присуща точность и четкость, а многозначность считается недостатком. Акцент делается на соответствие научной специализации, поэтому часто используется соответствующая терминология.
Главная задача — максимально точно передать основную идею или проблему текста:
Рекламные или продающие
Заголовки этих текстов делают акцент на проблему читателей и возможности ее устранения. Главная задача — мотивация потенциальных покупателей не только к прочтению текста, но и к совершению определенного действия: покупке товара или услуги. «Хотите купить диван? У вас есть всего три дня, чтобы сделать это со скидкой в 15%»; «Здоровый и крепкий сон на анатомических подушках фирмы «…».
Информационные
Акцент делается на полезности текста для читателя, поэтому часто составляются в форме вопросов: «Как удалить накипь с чайника», «Как познакомиться с парнем», «Что такое регрессия». Главная задача — показать, что текст содержит ответ на вопрос, интересующий пользователя.
Учитывая, что сейчас значительная масса информации представлена в виде сетевого контента, следует остановиться на специфике его заголовков. Но веб-тексты — это не жанр, а, скорее, особый формат подачи информации, в нем представлены все жанры.
О чем следует знать при составлении заголовков к веб-текстам?
Особенность веб-текстов любой тематики в том, что они пишутся не только для реальных людей, посетителей сайтов, но и для поисковых роботов. Конечно, главная цель любого контента в том, чтобы донести до читателя необходимую информацию. Но достигнуть этой цели можно лишь в том случае, если текст будет индексирован поисковыми программами и поднят в выдаче желательно на первые позиции первой страницы. Потому что при обилии информации по теме даже на вторую страницу мало кто из пользователей заглядывает.
Особенности веб-заголовков и Title
Важную роль в продвижении текста и сайта в целом играют заголовки и Title. Несмотря на то что слово «заголовок» является прямым переводом этого английского термина, между ними есть различие.
Именно его мы видим на странице выдачи, когда ищем нужную информацию в интернете.
Формулировка и размеры Title подчиняются определенным правилам:
- Фраза Title должна включать слова из наиболее распространенных поисковых запросов. Чтобы на него могли среагировать поисковые программы
- Формулировка требуется максимально четкая, так как Title — это первое, что видит пользователь. От этого зависит, пройдет ли человек на ваш сайт или выберет другую ссылку
- Размер фразы не должен превышать 70 знаков с пробелами, а лучше 40–55, иначе заголовок будет обрезан и читатель может не понять его смысл или упустить какие-то детали
Заголовок на сайте может быть написан в более свободной форме, но значительные расхождения с Title не приветствуются — не стоит вводить читателей в заблуждение.
Заголовки SEO-текстов
Для владельцев сайтов важно, чтобы их контент не только был полезен посетителям, но и участвовал в продвижении сайта в поисковых системах. Это взаимосвязано — задвинутый на дальние позиции сайт не привлечет пользователей, так как они его банально не найдут.
Важную роль в продвижении и оптимизации сайта играют SEO-тексты, то есть такие, которые содержат ключи — слова и фразы из запросов. Они позволяют поисковым роботам «узнать» текст, идентифицировать его и выдать по запросу человеку, ищущему эту информацию.
В последнее время алгоритмы поисковых систем изменились, и множество жестко заданных ключевых фраз в тексте не приветствуется. Но к заголовкам это не относится.
Они по-прежнему связаны с формулировками запросов, поэтому, составляя заголовок веб-текста, нужно позаботиться, чтобы он содержал соответствующие теме ключи. Для этого их необходимо сначала определить. Сделать это можно разными способами:
- Посмотреть заголовки на сайтах конкурентов
- Найти ключи можно в формулировках запросов по нужной теме, а также внизу страницы, где указано: «Вместе с… ищут»
- Найти в сервисах для статистики запросов. В Яндексе это Wordstat, в Гугле — Adwords. Задав слово или словосочетание, соответствующее сути текста, получаем список связанных с темой запросов и статистику по ним. Используя этот ресурс, можно с небольшими добавками составить подходящие заголовки
Но это касается только несложных информационных текстов, продвижение и польза которых определяются их содержанием. Хоть и в этом случае слишком увлекаться штампами не стоит.
А вот заголовок продающих текстов так просто не составишь, так как важную роль там играет психологический фактор. Именно он часто определяет, заглянет ли потенциальный покупатель в ваше сообщение, задержится ли на сайте достаточно долго, чтобы понять, какой классный товар или услугу вы предлагаете.
Психологическая помощь в написании заголовка
Знание психологии целевой аудитории — необходимое условие создания хорошего продающего текста и «цепляющего» заголовка. Различия пола, возраста, интересов и, конечно, проблем накладывают отпечаток на восприятие информации. Но есть еще ряд психологических моментов, которые следует учитывать, составляя заголовок.
Непроизвольное внимание, не связанное с устойчивым интересом, непродолжительно. Есть не более двух секунд, чтобы человек зацепился взглядом за слово или фразу заголовка. Если это не вызовет у него интереса, то сообщение не задержится в его мозгу, не осознается и уж тем более не запомнится. Поэтому хотя бы часть заголовка, желательно первые два–три слова, нужно сделать яркими, привлекающими внимание.
Восприятие информации облегчается, если она вызывает ассоциации с прежним опытом человека, с сегодняшними проблемами, с потребностями и интересами. Так, слова, связанные с рыбалкой, заядлый рыболов заметит совершенно непроизвольно, а взгляд копирайтера и интернет-маркетолога задержится на терминах «SEO», «продвижение», «оптимизация». Такие слова в психологии называют триггеры — «крючочки», вытаскивающие из памяти значимые образы и подталкивающие к действию.
На восприятие, в том числе заголовка, влияют установки, то есть готовность человека к получению определенной информации. Поэтому формулировка заголовка должна быть связана с проблемами потенциальных покупателей, их «болями». Такие заголовки замечаются прежде всего. Например, если вас заинтересовала информация о курсах коучинга, то в массе контекстной рекламы вы заметите в первую очередь именно ее.
Еще повышает эффективность заголовка обращение к разным системам сенсорного восприятия человека: зрению, слуху, тактильной чувствительности, двигательной сфере. Например: «Ощутите всю прелесть летнего отдыха на Волге»; «Вы слышали о новых разработках в косметологии?»; «Взгляд в будущее или как быстро достигнуть успеха». Этот принцип также используется в практиках нейролингвистического программирования (НЛП).
Знание психологии поможет не только правильно подобрать слова, наиболее эффективно воздействующие на сознание человека, но и понять проблемы самых разных категорий людей и найти наиболее привлекательные пути их решения.
Готовые шаблоны
Заголовки — настолько важная и значимая для текста вещь, что правила их написания изучаются и лингвистами, и филологами, и психологами, и копирайтерами. На основании этих исследований можно сделать подборку советов и рецептов о том, как написать заголовок, чтобы он и текст украсил, и читателей привлек. Вот некоторые их этих советов:
- Укажите проблему и предложите решение. Это, пожалуй, самый популярный у пользователей тип заголовка, ведь всем хочется узнать, как легко решить свои проблемы. «Вы плохо высыпаетесь? Есть проверенный народный способ»; «Безотказное средство для выведения любых пятен»
- Создайте интригу, поделитесь секретом. Кому же не захочется узнать то, что никто не знает? Пример: «Секреты высокого заработка от ведущих копирайтеров»; «Тайна лишнего веса раскрыта»
- Воздействуйте на эмоции. Страх, сочувствие, возмущение, удивление — любые сильные чувства повышают интерес к тексту. Примеры: «Тех, кто любит шубы из натурального меха, приглашаем на звероферму»; «5 привычных вещей, которые сокращают нашу жизнь»; «Потусторонний мир ближе, чем вам кажется»
- Используйте убедительные цифры. Замечено, что цифры буквально гипнотизируют многих людей, особенно если это не круглые числа. Например: «С нами уже сотрудничают 684 человека. Ты — следующий»; «Как получить купон на скидку в 26% на любой товар». Цифры не только привлекают внимание, но и повышают доверие к тексту
- Обращайтесь к читателю. Это сразу делает его вашим партнером, участником общего дела, сопричастным. Такое льстит многим. «Родители, желающие помочь своим детям учиться, эта статья для вас»; «Хотите сохранить молодость? Мы ждем вас на вебинаре»
- Ссылайтесь на авторитеты. Известные имена повышают доверие к тексту и намекают на причастность автора к элите. «Рецепты успеха от известных бизнесменов»; «Хотите зарабатывать как Денис Каплунов? Мы вас научим»
Для тех, у кого заголовок вызывает такой панический страх, что даже эти советы не помогают, есть готовая и почти универсальная формула. Только слова в нее нужно свои подставить.
«Цифры — глагол — определение — ключевое слово и проблема — решение — выгода». Примерно так: «6 советов как написать эффективный заголовок и привлечь читателей на свой сайт».
Заключение
Самые хорошие, яркие и рабочие заголовки — это результат серьезной работы по изучению ЦА и своих возможностей в решении проблем будущих читателей и покупателей. Не менее важен и собственный интерес к теме. Если вы равнодушны к делу, которым занимаетесь, то не получится ни хорошего текста, ни эффективного заголовка.