Кто такой контент-стратег?
Контент-стратег занимается продвижением с помощью контента. Это могут быть статьи в блоге, емейл-рассылки, тематические видеоролики, подкасты, тесты, игры, инфографика. При этом он решает глобальные вещи: нужен ли такой канал продвижения (блог, паблик, Youtube-канал) конкретному клиенту или нет.
Что делает контент-стратег?
- Анализирует бизнес клиента: положение на рынке, особенности товаров и услуг, целевую аудиторию, основных конкурентов, варианты продвижения
- Предлагает контент-стратегию продвижения: рекомендует наиболее эффективные способы и каналы, советует специалистов, которые могут этим заняться
- Реализует контент-стратегию. Может выполнять функции редактора — придумывать темы и форматы контента, править тексты. Или маркетолога — составлять план рассылок, создавать каналы на YouTube
- Анализирует, насколько хорошо работает контент-стратегия
Пример: компания задумала создать тематический блог. Придумать темы статей, которые понравятся целевой аудитории, мало. Написать отличные тексты — тоже недостаточно. Нужно активно продвигать блог: пиарить его на внешних ресурсах, искать партнеров, привлекать трафик, выводить в топ поиска.
А нужна ли стратегия?
Стратегия нужна самому заказчику, если он хочет не хаотичных движений, а пошаговый план действий. Это поможет оптимизировать бюджет, сократив затраты.
Минимальная стратегия продвижения с помощью контента есть у большинства маркетологов, даже если клиент не ставил такой задачи. Часто бывает, что заказчик просит «продвинуть меня в интернете» без четких указаний. Если маркетологу дана полная свобода, он задумается, с помощью каналов и для какой ЦА продвигать бизнес клиента.
Проблема в том, что эти идеи часто существуют только в голове маркетолога, они не систематизированы.
Создание контент-стратегии
Любая контент-стратегия делится на несколько составляющих. Возьмем для примера контент-стратегию для интернет-магазина женской одежды среднего ценового сегмента:
- Определяем цель контент-стратегии: увеличить прибыль магазина или повысить узнаваемость бренда
- Изучаем целевую аудиторию: кто это, как на них выйти, какие у них задачи, какой контент им интересен
- Изучаем конкурентов. Анализируем рынок, определяем основных конкурентов, заходим на их сайты, читаем блоги и группы в соцсетях и на Youtube, изучаем отзывы покупателей и думаем, как можем отстроиться от конкурентов
- Изучаем, что уже сделано заказчиком в плане контента. Анализируем блог компании, ее группы в соцсетях, рассылки
- Создаем редакционную политику. Какой будет контент, в каких форматах, на какие темы писать авторам, в каком стиле, как часто публиковать материалы
- Ищем экспертов. Это могут быть сотрудники, профессионалы в отрасли, которые помогут создать качественный и полезный контент
- Составляем контент-план: график публикаций на разных каналах
- Определяем основные каналы продвижения и продумываем коммуникации. Кто будет общаться с клиентами и подписчиками, в каком тоне
- Находим подрядчиков. Это могут быть копирайтеры, редакторы, дизайнеры, таргетологи, администраторы групп
- Планируем дальнейшую работу с учетом полученных результатов
Реализация контент-стратегии
Если заказчик утверждает контент-стратегию, можно начинать ее реализовывать:
- Доводим до ума сайт, блог, паблики, канал. Если это сайт, нужна удобная навигация, адаптивный дизайн. Если паблик во ВКонтакте, делаем красивую обложку, заполняем каталог товаров, добавляем обсуждения
- Обновляем контент. Актуализируем старые статьи, оптимизируем их и исправляем ошибки. Публикуем новые материалы в разных форматах на темы, интересные ЦА
- Занимаемся продвижением. Договариваемся с блогерами, находим партнеров для кросс-сотрудничества (они рекламируют вас, вы — их), покупаем рекламное место на крупных площадках
- Оцениваем результаты. Смотрим ключевые показатели: число посетителей и визитов, количество дочитываний, отказов, время, проведенное читателем на сайте, число количество подписчиков, комментариев, лайков и репостов
- Работаем дальше: корректируем то, что не нашло отклика, предлагаем новые темы и форматы контента. Заменяем одни каналы другими. Ищем новых авторов и экспертов
Что должен знать и уметь контент-стратег?
- Разбираться в интернет-маркетинге. Нужны знания по поисковой оптимизации, емейл-маркетингу, видеомаркетингу, SMM и так далее
- Разбираться в бизнесе клиента. Можно изучать тему самостоятельно или общаться с экспертами. Не стесняйтесь выпытывать все тонкости и детали
- Разбираться в особенностях рынка. Это нужно, чтобы понимать особенности бизнеса клиента и его положение на рынке
- Разбираться в психологии, знать целевую аудиторию
- Знать основные инструменты отслеживания результатов (Яндекс Метрика, отзывы ЦА)
Профессиональные качества контент-стратега
- Способности к аналитике. Контент-стратег должен анализировать бизнес клиента, его нишу на рынке, целевую аудиторию
- Умение работать в команде. Контент-стратег формирует команду, с которой вместе ведет проект
- Умение работать с клиентами. Заказчики бывают разные: нужно не только разработать контент-стратегию, но и донести до клиента ее суть и целесообразность
- Многозадачность. У контент-стратега не один проект, а много. Нужно распределять силы между несколькими задачами
Как стать контент-стратегом?
Чаще всего на такую должность приходят люди, уже имеющие опыт в интернет-маркетинге. В идеале — те, кто имеет прямое отношение к продвижению бренда на рынке и созданию контента.
Контент-стратегом может стать редактор, коммерческий автор, маркетолог, пиарщик, специалист по связям с общественностью, SMM-щик. Главное — понимать, как устроен рынок и как складывается продвижение брендов в интернете.