Если в школе вам удавались сочинения и изложения, если вы любите творческую работу со словом и умеете ярко излагать мысли, из вас выйдет толковый копирайтер – человек, который создает тексты на заказ. Расскажем простыми словами, чем занимается копирайтер, сколько он зарабатывает, приведем примеры основных направлений копирайтинга.
В мире бо́льшая часть информации, в том числе рекламной и новостной, распространяется в виде печатного текста. Это касается и визуальной рекламы – в каждом ролике присутствует пусть и короткая, но голосовая озвучка. С появлением и развитием интернета ценность текста возросла. Именно в размещенных в сети текстах поисковые системы выбирают релевантные запросы пользователей и помогают находить нужные сведения.
Написанием рекламных текстов занимаются копирайтеры. Английское существительное copywriter означает «писатель (текстовых) копий». Отличие от просто писателя (writer) заключается в том, что копирайтеры создают текст с выраженным маркетинговым содержанием и обычно не ставят подпись под статьей, которую увидит читатель.
Коммерческий писатель работает по договору авторского заказа и передает права на созданный контент заказчику в момент приемки работы. Во времена Александра Дюма-отца подобный подмастерье назывался литературным негром (nègre littéraire).
Обязанности копирайтера заключаются в написании текстов в рамках присылаемого онлайн технического задания (ТЗ). ТЗ может быть предельно детализированным или давать автору свободу для творческого маневра. Заказчики требуют от авторов:
Определенного уровня уникальности текста (отсутствия совпадений с другими текстами в интернете)
Минимальной заспамленности и водности контента (повтора слов и наличия нерелевантной лексики)
Отсутствия стилистических погрешностей
Структурирования текста
Под структурой подразумевается использование заданных шрифтов и интервалов между строками, грамотное оформление подзаголовков, абзацев и списков. Хорошо написанный текст должен быть не только информативным, но удобочитаемым.
В сдаваемом тексте не место орфографическим, грамматическим и пунктуационным ошибкам.
Существенно облегчают копирайтинг платформы автоматизированной проверки текстов, такие как Text.Ru, Главред, Тургенев, Истио.
Технический писатель может создавать следующие виды контента:
SEO-тексты, содержащие ключевые и релевантные слова и фразы, список которых предоставляется заказчиком или подбирается самим копирайтером (обычно за отдельную плату)
Продающие описания товаров и услуг для интернет-магазинов, производственных и сервисных компаний
Цепляющие статьи для лендингов
Информационные статьи
Агитационные и ропагандистские материалы
Тексты для почтовых рассылок
Обзоры и рейтинги
Броские заголовки и слоганы
За удачный нейминг или девиз в несколько слов креативный автор может получить столько же, сколько и за большую статью.
Стремительный рост аудитории социальных сетей и мессенджеров привел к закономерному появлению новой услуги – копирайтинг постов. Сегодня наиболее востребован труд постеров для ВКонтакте и Телеграм.
По стилю подачи рекламных материалов выделяют копирайтинг:
Прямого отклика, призывающий совершить действие здесь и сейчас
Имиджевый, повышающий узнаваемость и привлекательность бренда
Информационный, позволяющий читателю самостоятельно сделать выводы
Искусство рекламного копирайтера, пишущего нативные статьи, заключается в том, чтобы исподволь подвести пользователя к нужному решению.
Рерайтинг (или просто рерайт) – разновидность копирайтинга, в которой автор должен по-новому изложить содержание конкретного источника. Чем выше уникальность нового текста, тем лучше для поисковой оптимизации. Проводя аналогию со школой, если копирайтинг это сочинение, то рерайт – изложение.
Стоимость рерайта на 20-30% ниже того же объема копирайта, однако нередко заказчики проявляют потребительский экстремизм, требуя от авторов использовать несколько источников или менять объем готового текста по сравнению с исходником. Такие требования несправедливы.
Основная сфера применения талантов копирайтера – реклама и PR. Крупные торговые и промышленные компании могут позволить себе штатных копирайтеров, создающих продающий контент под конкретную продукцию или услуги. Но чаще все-таки авторы работают на аутсорсинге (в коллективе PR-агентств) или на фрилансе.
Вольные копьеносцы (именно так переводится слово фрилансер) составляют подавляющее большинство людей этой творческой профессии.
По данным рекрутинговых порталов медианная заработная плата копирайтеров, работающих по найму, составила в 2021 году 53 000 рублей. Размер ставки зависит от региона, статуса агентства, тематики контента.
В 2022 году расценки выросли, но в первом полугодии востребованность труда технических копирайтеров оставляла желать лучшего по не зависящим от них причинам.
Разброс месячных заработков копирайтеров-фрилансеров – от 15 до 100 тысяч рублей и выше. Новички, вынужденные искать разовые задания на биржах контента, в течение первого года вряд ли могут рассчитывать больше чем на 15-20 тысяч рублей в месяц.
На большинстве бирж новым участникам недоступны высокооплачиваемые заказы. Чтобы их получить, надо наработать авторитет.
Прямые отношения фрилансера с клиентом позволяют автору увеличить доход и меньше волноваться о будущем. Основной минус – в том, что у него нет страховки, которую предоставляла биржа.
Если недобросовестный заказчик откажется оплачивать труд копирайтера, взыскать средства крайне сложно. Наиболее перспективный путь – регистрация в качестве самозанятого и работа по договору авторского заказа.
При работе на бирже новичку за год вполне по силам получить максимальный доступ к заданиям и получать вместо 30-50 рублей за 1000 знаков 120-150 рублей. Для сегодняшних бирж это потолок.
Реальная удача на бирже – знакомство с хорошим заказчиком и переход к работе напрямую. Помните лишь, что модераторы площадки ревниво следят за контактами подопечных и могут мониторить переписку.
Если автор работает на агентство, у него больше карьерных перспектив. Он может освоить параллельные специальности контент-менеджера, SEO-специалиста, редактора. В дальнейшем можно стать главным редактором или менеджером проектов.
Как любая творческая профессия копирайтинг требует от человека сочетания врожденных способностей, трудолюбия и удачно сложившихся обстоятельств. Важно, чтобы процесс складывания слов в текст приносил вам творческое удовлетворение, как от самого текста, так и от его влияния на людей.
В рунете достаточно много образовательных проектов, которые обещают научить искусству копирайтинга. Это и бесплатные краткосрочные курсы сомнительного качества, и престижные проекты, такие как школа Максима Иляхова.
Хорошие курсы копирайтинга научат:
Создавать полезные и удобочитаемые тексты
Находить и критически перерабатывать информацию
Находить общий язык с целевой аудиторией даже без обратной связи
Красиво упаковывать контент
Одинаково уверенно чувствовать себя в разных типах копирайтинга.
Постигать азы копирайтинга с нуля самостоятельно сложно, это неизбежный путь разочарований и ошибок. Однако обучение на курсах тоже не гарантирует, что профессия вам подойдет. Ищите золотую середину, читайте наши материалы об образовательных проектах, копите багаж знаний и набирайтесь опыта!
36 оценок, среднее 4.22 из 5