Открыть меню
Посмотреть ещё
Поиск по сайту
Назад

Кто такой копирайтер и чем он занимается

Если в школе вам удавались сочинения и изложения, если вы любите творческую работу со словом и умеете ярко излагать мысли, из вас выйдет толковый копирайтер – человек, который создает тексты на заказ. Расскажем простыми словами, чем занимается копирайтер, сколько он зарабатывает,  приведем примеры основных направлений копирайтинга.

Автор
Даниил Фам
Даниил Фам
Исполнительный директор
15 декабря 2022
Кто такой копирайтер и чем он занимается

Копирайтер и копирайтинг – что это такое

В мире бо́льшая часть информации, в том числе рекламной и новостной, распространяется в виде печатного текста. Это касается и визуальной рекламы – в каждом ролике присутствует пусть и короткая, но голосовая озвучка. С появлением и развитием интернета ценность текста возросла. Именно в размещенных в сети текстах поисковые системы выбирают релевантные запросы пользователей и помогают находить нужные сведения.

Написанием рекламных текстов занимаются копирайтеры.  Английское существительное copywriter означает «писатель (текстовых) копий». Отличие от просто писателя (writer) заключается в том, что копирайтеры создают текст с выраженным маркетинговым содержанием и обычно не ставят подпись под статьей, которую увидит читатель.

Коммерческий писатель работает по договору авторского заказа и передает права на созданный контент заказчику в момент приемки работы. Во времена Александра Дюма-отца подобный подмастерье назывался литературным негром (nègre littéraire).  

Копирайтеры в отличие от «призраков» и обработчиков – больше дети цифровой эпохи.
В англоязычных словарях копирайтинг трактуется как создание сугубо коммерческого текстового контента, который «призван повысить узнаваемость бренда и убедить человека или группу людей принять определенное решение» (to increase brand awareness and persuade a person or group to take a particular action).

Чем занимается копирайтер

Обязанности копирайтера заключаются в написании текстов в рамках присылаемого онлайн технического задания (ТЗ).  ТЗ может быть предельно детализированным или давать автору свободу для творческого маневра. Заказчики требуют от авторов:

  • Определенного уровня уникальности текста (отсутствия совпадений с другими текстами в интернете)

  • Минимальной заспамленности и водности контента (повтора слов и наличия нерелевантной лексики)

  • Отсутствия стилистических погрешностей

  • Структурирования текста

Чем занимается копирайтер

Под структурой подразумевается использование заданных шрифтов и интервалов между строками, грамотное оформление подзаголовков, абзацев и списков. Хорошо написанный текст должен быть не только информативным, но удобочитаемым.

В сдаваемом тексте не место орфографическим, грамматическим и пунктуационным ошибкам.

Существенно облегчают копирайтинг платформы автоматизированной проверки текстов, такие как Text.Ru, Главред, Тургенев, Истио.

Виды копирайтинга

Технический писатель может создавать следующие виды контента:

  • SEO-тексты, содержащие ключевые и релевантные слова и фразы, список которых предоставляется заказчиком или подбирается самим копирайтером (обычно за отдельную плату)

  • Продающие описания товаров и услуг для интернет-магазинов, производственных и сервисных компаний

  • Цепляющие статьи для лендингов

  • Информационные статьи

  • Агитационные и ропагандистские материалы

  • Тексты для почтовых рассылок

  • Обзоры и рейтинги

  • Броские заголовки и слоганы

Виды копирайтинга

За удачный нейминг или девиз в несколько слов креативный автор может получить столько же, сколько и за большую статью.

Стремительный рост аудитории социальных сетей и мессенджеров привел к закономерному появлению новой услуги – копирайтинг постов. Сегодня наиболее востребован труд постеров для ВКонтакте и Телеграм.

Стилевые особенности

По стилю подачи рекламных материалов выделяют копирайтинг:

  • Прямого отклика, призывающий совершить действие здесь и сейчас

  • Имиджевый, повышающий узнаваемость и привлекательность бренда

  • Информационный, позволяющий читателю самостоятельно сделать выводы

Искусство рекламного копирайтера, пишущего нативные статьи, заключается в том, чтобы исподволь подвести пользователя к нужному решению.

Что такое рерайтинг

Рерайтинг (или просто рерайт) – разновидность копирайтинга, в которой автор должен по-новому изложить содержание конкретного источника. Чем выше уникальность нового текста, тем лучше для поисковой оптимизации. Проводя аналогию со школой, если копирайтинг это сочинение, то рерайт – изложение.

Стоимость рерайта на 20-30% ниже того же объема копирайта, однако нередко заказчики проявляют потребительский экстремизм, требуя от авторов использовать несколько источников или менять объем готового текста по сравнению с исходником. Такие требования несправедливы.

В каких сферах можно работать

Основная сфера применения талантов копирайтера – реклама и PR. Крупные торговые и промышленные компании могут позволить себе штатных копирайтеров, создающих продающий контент под конкретную продукцию или услуги. Но чаще все-таки авторы работают на аутсорсинге (в коллективе PR-агентств) или на фрилансе.

Вольные копьеносцы (именно так переводится слово фрилансер) составляют подавляющее большинство людей этой творческой профессии.

Сколько можно заработать

По данным рекрутинговых порталов медианная заработная плата копирайтеров, работающих по найму, составила в 2021 году 53 000 рублей. Размер ставки зависит от региона, статуса агентства, тематики контента. 

В 2022 году расценки выросли, но в первом полугодии востребованность труда технических копирайтеров оставляла желать лучшего по не зависящим от них причинам.

Разброс месячных заработков копирайтеров-фрилансеров – от 15 до 100 тысяч рублей и выше. Новички, вынужденные искать разовые задания на биржах контента, в течение первого года вряд ли могут рассчитывать больше чем на 15-20 тысяч рублей в месяц.

На большинстве бирж новым участникам недоступны высокооплачиваемые заказы. Чтобы их получить, надо наработать авторитет.

Прямые отношения фрилансера с клиентом позволяют автору увеличить доход и меньше волноваться о будущем. Основной минус – в том, что у него нет страховки, которую предоставляла биржа.

Если недобросовестный заказчик откажется оплачивать труд копирайтера, взыскать средства крайне сложно. Наиболее перспективный путь – регистрация в качестве самозанятого и работа по договору авторского заказа.

Есть ли у копирайтера карьерный рост

При работе на бирже новичку за год вполне по силам получить максимальный доступ к заданиям и получать вместо 30-50 рублей за 1000 знаков 120-150 рублей. Для сегодняшних бирж это потолок.

Реальная удача на бирже – знакомство с хорошим заказчиком и переход к работе напрямую. Помните лишь, что модераторы площадки ревниво следят за контактами подопечных и могут мониторить переписку.

Если автор работает на агентство, у него больше карьерных перспектив. Он может освоить параллельные специальности контент-менеджера, SEO-специалиста, редактора. В дальнейшем можно стать главным редактором или менеджером проектов.

Проявивший себя автор ленты новостей в интернет-СМИ вправе рассчитывать на прием в редакционный коллектив и публикации материалов под собственным именем.

Трудно ли стать хорошим копирайтером

Как любая творческая профессия копирайтинг требует от человека сочетания врожденных способностей, трудолюбия и удачно сложившихся обстоятельств. Важно, чтобы процесс складывания слов в текст приносил вам творческое удовлетворение, как от самого текста, так и от его влияния на людей.

В рунете достаточно много образовательных проектов, которые обещают научить искусству копирайтинга. Это и бесплатные краткосрочные курсы сомнительного качества, и престижные проекты, такие как школа Максима Иляхова.

Хорошие курсы копирайтинга научат:

Чему научат курсы копирайтинга

  • Создавать полезные и удобочитаемые тексты

  • Находить и критически перерабатывать информацию

  • Находить общий язык с целевой аудиторией даже без обратной связи

  • Красиво упаковывать контент

  • Одинаково уверенно чувствовать себя в разных типах копирайтинга.

Постигать азы копирайтинга с нуля самостоятельно сложно, это неизбежный путь разочарований и ошибок.  Однако обучение на курсах тоже не гарантирует, что профессия вам подойдет. Ищите золотую середину, читайте наши материалы об образовательных проектах, копите багаж знаний и набирайтесь опыта!

Информация была полезна?

36 оценок, среднее 4.22 из 5