SMM-менеджер: кто это такой, чем занимается и сколько зарабатывает
Действительно ли SMM-менеджер является универсальным специалистом интернет-маркетинга? Какие особенности скрывает данная профессия? Возможно ли заработать состояния находясь в данной должности? Разбираемся в основных нюансах SMM профессии.
Кто такой SMM-менеджер
Он наполняет сообщества компаний контентом, продвигает бренд в соцсетях и увеличивает лояльность клиентов. SMM-специалист входит в список самых востребованных интерне-профессий!
Это не только чисто коммерческие публикации, но и любая информация, направленная на увеличение охвата аудитории, формирование доверительных отношений и, как результат, увеличение продаж.
В крупных сообществах федерального масштаба работают целые команды SMM-специалистов, и каждый из них выполняет свою функцию.
Обязанности SMM-менеджера
1. Составлять и вести контент-план. Это список тем для будущих публикаций. Он разрабатывается на несколько недель или даже месяцев вперед
По ходу дела план постоянно корректируется в зависимости от того, какие посты и темы заходят целевой аудитории, а какие нет. Чтобы разработать контент-план, менеджер проводит анализ целевой аудитории, ее поведения и реакции на записи.
2. Давать обратную связь подписчикам: отвечать на комментарии, публиковать результаты опросов, оперативно решать вопросы клиентов
Специалист обязан следить за соблюдением правил поведения в сообществах – удалять запрещенный контент и комментарии. Хороший SMM-щик должен уметь снизить градус накала в обсуждениях и направить их в нужное русло.
3. Взаимодействовать с администраторами других сообществ и сайтов с целью взаимной рекламы и продвижения. Публиковать партнерские посты у себя в группах и размещать свои записи на других ресурсах
Работать с лидерами мнений — блогерам, медийными персонами на предмет пиара сообщества на их площадках. Для этого нужно также уметь составлять коммерческие предложения (презентовать группу, бренд, владельца компании).
4. Анализировать отклик в социальных сетях и гибко менять стратегию продвижения в зависимости от реакции подписчиков. Если некоторые посты или темы не волнуют клиентов – люди их мало лайкают и комментируют или вообще начинают покидать сообщество — количество таких постов нужно уменьшать до минимума
И наоборот: темы популярных постов специалист использует чаще. Например, далеко не каждой аудитории понравится сочный грубоватый юмор типа 18+
5. Проводить конкурсы, опросы, квесты, выделять и награждать самых активных подписчиков. Организовывать онлайн и офлайн-ивенты, мероприятия. Например, встречи подписчиков сообщества, флешмобы
6. Иметь навыки маркетолога. Поскольку работа в целом направлена на продажи, контент должен соответствовать этим целям
SMM-менеджер определяет соотношение коммерческих, развлекательных и информационных постов, публикует рекламу, анонсирует распродажи, акции, скидки и спецпредложения. Следит за тем, чтобы коммерческая информация не выбивалась из общего содержимого, избегает переспама.
7. Заниматься таргетированной рекламой — самостоятельно или совместно с таргетологами. То есть определять посты для таргета, анализировать их эффективность, выбирать охват целевой аудитории
8. Планировать бюджет для ведения сообществ. SMM-менеджер определяет расходы на контекстную и таргетированную рекламу, затраты на призы за участие в конкурсах и мероприятиях
Он должен понимать механизмы окупаемости затрат на паблики — сколько они приносят клиентов, расходы на привлечения каждого покупателя из социальной сети и работать над уменьшением затрат.
9. Иметь навыки копирайтера и автора постов. Самостоятельно писать тексты для публикаций или делать это с помощью профессиональных копирайтеров
SMM-менеджер должен понимать разницу между продающими, информационными и развлекательными текстами, знать основы SEO, использовать хештеги, геолокацию и другие способы увеличения охвата.
10. Различать специфику и правила разных соцсетей и вести группы в соответствии с принятыми стандартами. Например, во «ВКонтакте» более свободный стиль, в «Одноклассниках» необходимо ориентироваться на аудиторию зрелого возраста, и так далее
Соответственно, одна и та же тема поста (например, скоро начнется зима) будет подана в разных соцсетях по-разному. И общаться, соответственно, тоже надо по-разному.
Плюсы и минусы профессии SMM-специалиста
Большинство SMM-менеджеров трудятся в формате фриланса. Это имеет много плюсов:
- Свободный график. Специалист сам планирует свое время и решает, когда и сколько ему работать
- Работа из любой точки земного шара. Для выполнения обязанностей SMM-щику нужны только компьютер с интернетом
- Высокий заработок с отсутствием потолка. Много работаешь – много получаешь. И наоборот
- Это интересно. Постоянная движуха, общение с новыми людьми, большие возможности для творчества и креатива
Но есть и недостатки:
- То пусто, то густо. Иногда бывают перебои с работой, когда заказов мало
- Стрессы. Общение с людьми, даже в социальных сетях, часто несет в себе негатив. И ведь никуда не денешься — на комментарии надо отвечать, в обсуждениях — участвовать
- Мало социальных гарантий. Если не регистрироваться в качестве ИП и не платить налоги — не будет ни пенсии, ни медицинской страховки
Варианты работы SMM-менеджером
- Администраторы групп и пабликов. Эти ребята полностью отвечают за контент в группе своего заказчика. Это их имеют в виду заказчики, когда размещают вакансии вроде «нужно ведение двух групп на постоянной основе»
- Модераторы групп и пабликов. Это помощники админа — как правило, что-то серьезное им не доверяют, они на подхвате. Публикуют посты из предложки (если речь о паблике, а не открытой группе), отвечают на комментарии, банят и модерируют что есть силы
- Владельцы собственного паблика. Они заняты продвижением своего бренда — администрируют и продвигают свое детище — а может. и личную страничку. Делают то же самое, что и типичный SMM-щик. Только работают не на того парня, а на себя
- SMM-щики высокого уровня. Они ведут по нескольку проектов, подчас самого высокого уровня. Таких людей знают в лицо чаще, чем директора компании. Именно они официально представляют бренд в соцсетях, являются душой группы
- Владельцы бизнеса. Многие не доверяют нанятым работникам, справедливо считая, что никто не сможет рассказать об их компании лучше, чем они сами. Такие люди по собственной инициативе проходят обучение и начинают продвигаться в соцсетях самостоятельно
Где учат на SMM-щика?
Высшего образования по этой специальности вы не получите — смиритесь. По крайней мере, в ближайшие десяток лет.
Впрочем, если у вас есть «вышка» и корочки рекламщика или пиарщика – это большой такой плюс. Достаточно освоить мир соцсетей и научиться в нем разбираться. Всем остальным советуем пройти другие виды обучения.
Офлайн и онлайн – курсы
Выбирайте надежные варианты от проверенных временем компаний.
ТОП-1: SMM-менеджер: расширенный курс от Нетологии. Лидер на рынке онлайн-образования! Курс рассказывает об основах Social Media, учит определять целевую аудиторию, выбирать площадку для ведения сообщества, создавать контент и продвигать свой паблик на просторах интернета. Сочетает теоретические и практические занятия.
ТОП-2: SMM-специалист с нуля от SkillBox. Лидер на рынке онлайн-образования! Вы научитесь продвигать бизнесы в социальных сетях: писать правильные тексты, которые влияют на пользователе, научитесь настраивать и запускать таргетированную рекламу. Освоите одну из самых востребованных digital-специальностей — SMM-специалиста!
Самообучение
Если не хочется тратить деньги, действуйте по старинке: подпишитесь на бесплатные курсы и вебинары (будьте осторожны: не ведитесь на инфоцыган, которые пересказывают давно известные факты и мошенничают), читайте книги, блоги, паблики, смотрите видео по теме. Вот небольшая подборочка.
Книги:
- «100+ хаков для интернет-маркетологов», Евгения Крюкова, Денис Савельев. Книга — просто кладезь знаний по SMM, да и вообще по интернет-маркетингу
- «Как придумать идею, если вы не Огилви», Алексей Иван. Вопрос, вынесенный в заглавие книги, волнует даже матерых SMM-щиков. Вы узнаете, как создавать идеи буквально из ничего и воплощать их в жизнь
- «Работа твоей мечты», Барбара Шер. Книга подойдет для любого творческого человека. Если SMM — это действительно ваше призвание, вы останетесь с ним навсегда
Ютуб-каналы:
SMMplanner — все самое интересное о социальных медиа. Новые тренды, кейсы и истории, новости рынка.
Сайты и паблики:
- SMM блог
- Techcrunch
- Интернет-маркетинг от А до Я
- Практика СММ 3.0
- SMM Тусовочка
- SMMщики
- Практика
Все просто: создайте паблик сами и попробуйте его развить. Просто берите и делайте все то, о чем мы сегодня говорили: определите тематику, набирайте подписчиков, вовлекайте аудиторию, общайтесь, рекламируйтесь…
Во-первых, сами наберетесь опыта, набьете шишек и обзаведетесь полезными знакомствами. Во-вторых, будете показывать этот паблик как личный кейс в портфолио. Начало будет положено!
Как найти работу?
По сарафанному радио. Совсем новички могут попроситься админами в группу знакомых или друзей. Это отличная проверка на прочность: можно прокачать навыки общения, в том числе и поработать с негативом (а он будет, вы вас уверяем!), писать продающие и развлекательные посты, придумывать идеи для постов и интерактива.
В тематических пабликах в соцсетях. Выше мы дали список ссылок на популярные группы: вот там и можно найти потенциальных заказчиков. Мониторьте предложения клиентов, обсуждения, где ищут исполнителей. Особо смелые могут написать в личку участнику группы и предложить сотрудничество.
В SMM-агентствах. Их сейчас очень много — смелее, пишите сами и предлагайте свои услуги. Конечно, для этого у вас в портфолио должно быть как минимум несколько проектов или диплом пройденного курса. Но может и повезти, только на высокую зарплату не рассчитывайте.
Постепенно вы обрастете клиентами и сделаете выбор: работать на фрилансе или устроиться на тепленькое местечко в офис. Что лучше? Трудно сказать. Фрилансер от Бога может получать в разы больше, чем средненький специалист в малоизвестной компании.
И все же, сколько получает SMMщик?
В среднем по России зарплата специалиста по SMM составляет от 20 000 до 60 000 рублей. Это если в офисе, с плотным графиком и множеством рабочих задач.
В Москве цифры выше: примерно от 40 до 120 тысяч. Фрилансеры, как уже говорилось, могут получать и больше, и меньше — в зависимости от степени загрузки. И территориальное расположение офиса на их зарплату не влияет — можно сидеть хоть в селе Кукуево, если есть интернет и ноутбук.
Итак, выделим главное: SMM-менеджер — востребованная профессия. Специалист отвечает за продвижение бренда в соцсетях и может работать как удаленно, так и в офисе компании.
Зарплата тоже приличная и зависит от опыта работы и профессиональных умений. А самое главное — научиться всему этому можно самостоятельно. Дерзайте, все получится!