Рерайтер — кто это такой?
Рерайтер — это человек, который создает не полностью уникальный авторский текст (это уже называется копирайтингом), а лишь видоизменяет один или несколько источников.
Суть рерайтинга — в том, чтобы переписать исходный текст, сделать его уникальным, при этом оставить основные мысли и тезисы.
Как происходит процесс рерайтинга?
Процесс рерайтинга происходит в три шага:
- Заказчик обращается к рерайтеру и дает ему исходник, который необходимо переписать. Как вариант — предлагает рерайтеру самому найти источники (обычно это первые 10 текстов в топе выдачи)
- Рерайтер смотрит источник и переписывает его. Как — подробнее расскажем чуть позже
- Получается уникальная статья, которая публикуется на сайте заказчика
Когда нужно обратиться к рерайтеру?
- Когда заказчику понравился текст у конкурентов, а копировать себе на сайт нельзя — поисковые алгоритмы будут ругаться. В этом случае не обязательно придумывать что-то свое — достаточно переписать понравившийся исходник под свои товары, услуги и свою целевую аудиторию
- Когда глубокий копирайт не особенно нужен. Во многих бизнес-тематиках все уже сказано-пересказано — зачем изобретать велосипед и писать авторский текст, достаточно собрать несколько источников и красиво все отрерайтить
- Когда нужно уникализировать имеющийся текст. Например, возьмем новость, которую заказчик хочет распространить на нескольких ресурсах. Писать одно и то же нельзя — заказчик нанимает 10 рерайтеров и дает им одно и то же задание. Результат — 10 уникальных текстов, которые можно публиковать на 10 разных сайтах
- Когда заказчику хочется сэкономить. Копирайтинг по умолчанию стоит дороже — даже на биржах фриланса, где действуют более чем низкие расценки, средний рерайт оценивается в 20–50 рублей за 1 000 знаков, копирайт — уже 70–80 рублей. И то, и другое дешево, но рерайт все же дешевле
Виды рерайтинга
Есть три вида рерайтинга:
- Простой рерайт. Рерайтер берет один источник и переписывает его, не меняя ни структуры текста, ни порядка предложений. Цель такого рерайта — повышение уникальности исходного текста для размещения его на площадках заказчика
- Глубокий рерайт. Рерайтер самостоятельно меняет исходный текст: добавляет новые абзацы, убирает то, что считает ненужным, меняет структуру. Для такого рерайта требуется самостоятельно изучить несколько источников и взять из них самые ценные дополнения. Цель такого рерайта — создать новый текст, близкий к авторскому, и максимально отстроиться от текстов конкурентов
- Машинный рерайт. Делается с помощью программ-синонимайзеров. Рерайтер загоняет текст в программу и получает набор синонимов к каждому слову. Понятно, что машина никогда не составит нормальный текст, и на выходе получится нечитаемое нечто
Проведем эксперимент: прогоним через синонимайзер предыдущий абзац про машинный рерайт.
Что получилось?
«Машинный переписку. Делается с поддержкой программ-синонимайзеров. Рерайтер загоняет слово в программку и получает комплект синонимов к любому тексту. Ясно, собственно что автомат ни разу не составит обычный слово, и на выходе выйдет нечитаемое что-то». Действительно, «нечитаемое что-то»!
Такой рерайт можно и нужно дорабатывать и редактировать. По опыту, проще отрерайтить текст с нуля. Многие рерайтеры, особенно те, кто пишет дешево, не заморачиваются и присылают заказчику недоработанный вариант. Не надо так!
Методы рерайтера
Каждый пишущий рерайтер, который не пользуется синонимайзерами, использует свои методики. Вот наиболее популярные из них:
- Изменение структуры текста. Для повышения уникальности порой достаточно поменять местами несколько абзацев, добавить списки и подзаголовки, и вот перед вами уже непохожий на оригинал текст
- Пересказ исходника. Внимательно читаете, выделяете главные мысли и рассказываете их своими словами. Это намного проще, чем скрупулезно подбирать синоним к каждому слову. Да и уникальность такого рерайта будет намного выше — проверено
- Расширение исходного текста. Если заказчик дал ТЗ — увеличить количество символов, рерайтеру и карты в руки. Можно взять мысль, которая была раскрыта неполно, и развить ее. Можно добавить новые мысли — написать их самостоятельно или позаимствовав из других исходников
- Добавление тексту живости, яркости. Для такой работы рерайтер должен обладать литературным талантом, а не просто навыком набирать символы. В результате текст можно намного улучшить, добавить примеры из жизни, яркие образы и метафоры
- Добавление экспертной информации. В исходном тексте, который нужно отрерайтить, полно воды? Добавьте цифр, фактов, данных исследований — получится текст совершенно другого уровня
Обратите внимание: пункты 3 и 4 выполняйте только по согласованию с заказчиком. Яркие метафоры и дополнительные данные не всегда уместны. Хочется покреативить — обсудите это, иначе ваш текст могут не принять.
Профессиональные качества рерайтера
- Усидчивость. Писать километры текста — та еще радость. Люди, которые не способны к самодисциплине, могут даже не соваться в профессию — не вытянут. Собственно, это касается и любого фрилансера
- Грамотность. Здесь без комментариев — любой рерайт, даже самый простой, должен быть грамотным. Ошибки (как орфографические, так и пунктуационные, и речевые) — исключены
- Адекватность. Рерайт — это не копирайт. Здесь не приветствуются пространные рассуждения, личное мнение, опыт и все то, что характерно для авторских статей. Если бы заказчик хотел получить такую статью — он бы заказал именно ее, будьте уверены. Поэтому не спорьте, не обижайтесь и делайте рерайт строго по ТЗ. И еще раз повторим: все, что мимо ТЗ, — по согласованию с заказчиком
Как стать рерайтером?
Поскольку рерайт — более простое занятие, чем копирайтинг, советую начинать с него тем, кто хочет научиться писать тексты.
Если вы новичок — идите на биржи копирайтинга. Там вы прокачаете навыки: научитесь делать простой и глубокий рерайт, вставлять ключи, искать информацию для дополнения текста — словом, становиться из новичка профессионалом. А потом можно замахиваться и на более сложные тексты.
Затем можно искать заказы в специализированных группах по копирайтингу, писать напрямую потенциальным заказчикам, сотрудничать со студиями и блогами. Это путь воина — пройдите его до конца.
Сколько платят рерайтеру?
Если брать те же биржи — честно скажу, немного. Вот, например, биржа Etext. Если поставить фильтры (указать категорию работы «рерайтинг»), расценки будут варьироваться в среднем от 5 до 50 рублей за 1 000 знаков. Это немного — но так вы прокачаете необходимые навыки и повысите свой рейтинг.
Если поставить фильтр по цене — скажем, искать заказы по рерайтингу от 60 рублей за 1 000 символов, заказов будет меньше. Но они будут!
Встречаются и дорогие заказы. Для этого нужно иметь хороший рейтинг и навыки литературного редактирования.
Вне биржи серьезные расценки встречаются чаще. Например, 300 рублей за 1 000 символов без пробелов за рерайт — вполне реальная цифра. Но сами понимаете, синонимайзер и простой рерайт здесь не подойдет — такие тексты требуют существенного улучшения.
Заключение
Итак, вы узнали, кто такой — рерайтер, чем он занимается, какие качества должен иметь, где искать заказчиков и сколько стоит такая работа.