Профессия «SEO-специалист»: кто это и сколько зарабатывает (обзор интернет-профессии)
Для многих SEO и профессия SEO-специалиста покрыта тайной и непонятными терминами. Однако на деле всё просто. Рассказываем, кто такой SEO-специалист и как им стать, разбираемся в плюсах и минусах профессии.
Область деятельности SEO-специалиста
- Всесторонний (технический, поисковый, контентный, юзабилити) анализ и аудит целевых сайтов с целью выявления их преимуществ и недостатков
- Подготовка списка задач (первостепенных и дополнительных), которые позволят продвинуть сайт на необходимые (часто — согласованные с клиентами) позиции в поисковой выдаче «Яндекса» и Google
- Конкурентный анализ с целью понять, какие клиенты используют в работе знания и инструменты. Выявление в их работе сильных и слабых аспектов
- Непосредственно внешняя (работа с позициями в выдаче и внешними площадками) и внутренняя (внесение в тексты необходимых ключевых фраз, написание новых текстов, рерайт старых и тому подобное) оптимизация сайта
- Поисковое продвижение сайта с использованием собственного опыта и автоматизированных инструментов SEO
- Оптимизация и расширение контента по ходу продвижения
- Перманентное отслеживание поисковых алгоритмов и изменение плана работ с их учетом
- Общение с менеджером, начальником или непосредственно с клиентом плюс постоянное предоставление отчетов за определенный период (день, месяц, год) о проделанной работе, ее результатах и тому, что нужно делать дальше
- По необходимости взаимодействие с копирайтерами — постановка ТЗ на тексты, контроль, прием работ от них и размещение материалов на сайте
- Иногда — отслеживание информации на соответствие специфическим (юридическим, медицинским, финансовым и тому подобным) требованиям. Это особенно актуально для SEO-специалистов, которые работают с соответствующими ресурсами
Вслучае, когда SEO-специалист является фрилансером, сюда добавляется еще одна его обязанность — поиск клиентов.
Описанный выше перечень задач не является фиксированным — он будет каждый раз меняться в зависимости от типа ресурса (корпоративный сайт, интернет-магазин, одностраничник и так далее), целей продвижения, бюджета заказчика и многого другого. Фрилансерам от SEO приходится делать много разных действий, поэтому в их работе часто можно встретить четкое нишевание. Например:
- Наращивание ссылочной массы — так называемый линкбилдинг. Здесь специалист работает над размещением ссылок на исковый сайт со сторонних (трастовых) ресурсов. Работа состоит в том, чтобы отыскать такие площадки, изучить их, договориться с владельцами (на основе взаимообмена или на платной основе) о размещении и мониторить ссылки на корректность размещения и работоспособность
- Составление семантического ядра. Здесь специалист готовит полный список ключевых фраз для искомого сайта — группирует их, отсеивает мусорные запросы, распределяет по релевантности разным страницам сайта
- SEO-копирайтинг. Здесь специалист пишет или заказывает оптимизированные под требования поисковых систем тексты и проверяет, насколько хорошо они показывают себя в поисковой выдаче
- Общая SEO-стратегия. В основном эту задачу выполняют менеджеры проектов, которые общаются с клиентами, решают с ними денежные вопросы, составляют планы продвижения и контролируют всех вовлеченных в продвижение специалистов
Нишевание требуется тогда, когда проект сложный и над ним работает целая команда специалистов. Если говорить о небольших студиях или отдельных специалистах, то там, как правило, один и тот же человек решает сразу несколько задач.
Неплохо погрузиться в то, что же все-таки делает SEO-специалист, поможет современное издание книги Игоря Ашманова «Оптимизация и продвижение в поисковых системах».
Непрофильные задачи SEO-специалиста
Часто случается, что руководство или клиенты не полностью или совсем не понимают, что именно должен делать специалист по оптимизации. Как следствие этого — предъявляемые требования, которые не имеют к SEO никакого отношения.
С этим, в частности, связано недоумение, которое испытывают начинающие специалисты, которые ищут вакансии и читают про обязанности, которые в принципе должны выполнять другие специалисты.
Между тем, есть задачи, которые «сеошник» не должен выполнять, однако к его опыту они окажутся только плюсом:
- Дизайн и верстка сайтов
- Разработка рекламных кампаний
- Написание текстов
- Системное администрирование (отслеживание работоспособности сайта)
Дело каждого, как относиться к этим обязанностям — если их выполнение предполагает соответствующую оплату труда, то это отличный шанс для SEO-специалиста прокачать профессиональные навыки в разных интернет-областях.
Soft skills SEO‑специалиста
Выше мы рассмотрели так называемые hard skills «сеошника» — его набор профессиональных навыков и умений, непосредственно связанных с работой. В этом разделе рассматриваются «мягкие навыки», связанные с коммуникативной и организационной стороной работы:
- Легкая обучаемость и желание регулярного профессионального саморазвития. SEO меняется ежедневно, поэтому без этого навыка невозможно успешно работать в сфере
- Постоянное применение теории на практике. «Съездил на профильную конференцию — вернись и примени в работе»
- Природное любопытство и особое чутье на тренды
- Способность аналитически и стратегически мыслить плюс способность к сбору, структурированию и обработке огромных массивов информации
- Желание и умение работать в коллективе, постоянное общение с коллегами с целью лучше узнать их работу и привнести самое лучшее в свою
- Терпеливость. В SEO результаты порой можно увидеть через месяцы, преодолев скепсис руководства, а главное — заказчиков
- Умение учитывать детали, высокая степень концентрации на работе. Например, сбор семантического ядра — даже при использовании автоматизации — очень рутинная операция, требующая большой усидчивости и внимательности
- Способность к адекватной реакции на неудачи в работе и умение их учитывать в дальнейшем. Алгоритмы поисковых систем постоянно меняются, поэтому SEO-специалист вынужден постоянно искать пути и способы поддерживать ресурс в стабильно эффективном состоянии с точки зрения поискового продвижения
- Устойчивость к стрессам. Они поджидают специалиста как в работе, так и при анализе результатов и в отчетном периоде, когда что-то или все идет не так
В принципе, описанные «мягкие навыки» нужны для подавляющего числа профессий. И главный из них — неизменное желание работать в SEO.
Плюсы работы SEO-специалиста
- Востребованность профессии. Грамотный специалист по продвижению без проблем найдет для себя работу в компании любого размера, а также как фрилансер. Часто можно увидеть и услышать, что «сеошники» работают удаленно и при этом свободно путешествуют и живут там, где просто не найти подобную работу рядом
- Перспективы карьерного роста. Очевидно, что интернет как развивался, так и будет развиваться. На отечественном рынке есть и появляются компании и отдельные дельцы, которые конкурируют между собой. Им необходимы специалисты, которые смогут продвинуть их бизнес в сети и победить в конкурентной борьбе. Тут нельзя не вспомнить, какие бои в поисковиках разворачиваются, например, по запросу «пластиковые окна Москва купить»
Нужно проделать колоссальную работу, чтобы оказаться в топе выдачи по этому запросу:
- Карьерный рост. Вы вполне можете прийти стажером на поисковое продвижение и со временем стать начальником SEO-отдела или вообще основать свою студию. Часто бывает, что SEO-специалисты превращаются в веб-аналитиков и даже интернет-маркетологов, которые знают «все и вся» в цифровом маркетинге
- Хорошие зарплаты. На скриншоте вы увидели, какой может быть заработная плата специалиста по поисковому продвижению. Ее размер сильно зависит от региона, оплаты работы и конкретного работодателя. В среднем вилка зарплат находится в диапазоне от 400 до 1 500 долларов США. Естественно, топовые оптимизаторы получают зарплаты на порядок больше названной суммы
- Постоянно появляются новые проекты. SEO предполагает решение разных задач, поэтому каждый раз специалист сталкивается новыми условиями работы, уровнем их сложности и ожидаемым эффектом. Все просто — чем интереснее и сложнее очередной проект, тем больший опыт (иногда — независимо от результата) получает исполнитель
Минусы работы SEO-специалиста
Будет нечестным умолчать о них в статье. Другое дело, что многие из них одновременно являются преимуществами профессии, а другие просто не принимаются во внимание теми, кто однозначно хочет посвятить время этой работе:
- Главным недостатком можно назвать очень быстрое изменение сферы — если раньше можно было просто «напихать» в текст максимальное число ключевых фраз и это реально работало, то сегодня за такое вы просто вылетите (очень возможно — навсегда) из поисковой выдачи, что уж говорить о «топе»
Здесь не выйдет бесконечно использовать какой-то один инструмент и все время оставаться «на коне». Работающие в поисковой оптимизации постоянно развиваются, узнают тренды, избавляются от неработающих инструментов (тут нельзя не вспомнить, как долго многие специалисты не могли отказаться от мысли, что бездумное наращивание ссылочной массы с закупкой ссылок на бирже больше не работает).
Все это порождает очень быстрый темп работы и реакции, в которые могут вписываться далеко не все.
- SEO-специалист просто обязан хотя бы на базовом уровне разбираться в других областях интернет маркетинга: контекстной рекламе (PPC), продвижении в социальных сетях (SMM), контент-маркетинге и тому подобных
- Еще недостатком (опять же — весьма условно) можно назвать необходимость общаться со специалистами, которые также задействованы в продвигаемом проекте — менеджерами, дизайнерами, верстальщиками, программистами и копирайтерами. Это очень тяжело для тех, у кого интровертивный характер. Но можно взглянуть на это с другой стороны — преодоление себя даст развитие коммуникативных навыков, которые, как известно, нужды везде и всюду
Как стать SEO-специалистом?
Вот три способа:
- Устроиться на официальную работу, пусть даже как стажер и работать «за опыт». Спустя некоторое время вы гарантированно сможете рассчитывать на адекватную ЗП, так как накопите необходимые знания
- Самообразование и работа на фрилансе. В сети масса профильных статей, видео, подкастов и книг, которые помогут разобраться в SEO и найти клиентов, которые обращаются не в студии, а к частным специалистам, потому что это дешевле
- Прохождение курсов по SEO. Показываем этот способ отдельно, потому что он позволяет после успешного прохождения как стать фрилансером, так и устроиться уже как обученный человек работать в фирму — порой даже в ту, что проводила курсы. Часто посредством обучения компании приобретают себе сотрудников, от которых они знают, чего ожидать
Заключение
Надеемся, вы получили хотя бы минимальные представления о том, что представляет собой профессия SEO-специалиста. Мы также советуем ознакомиться с подборкой книг по SEO. Это поможет вам лучше понимать профессию и успешно в ней развиваться.