Что такое маркетинг
Маркетинг — это деятельность, цель которой продвинуть продукт на рынке и получить от этого прибыль.
Занимается этим маркетолог. В его задачи входит: аналитика рынка потребителей, изучение конкурентов, разработка стратегии продвижения товара и даже корректировка цен на продукты.
Продвигать товары и услуги можно по-разному. Однако разделить виды маркетинга можно только условно. Сегодня их больше 200.
Виды маркетинга
Несмотря на разнообразие маркетинговых стратегий, часть из них доказали свою продуктивность и применяются чаще других. Между собой их различают методы работы и применяемые инструменты.
Специалисты выделяют стимулирующий маркетинг, партизанский и даже обратный, который направлен снижать спрос потребителей.
Традиционный маркетинг
Главное направление, ставшее базовым для остальных видов маркетинга. Философия строится на анализе целевой аудитории, определении потребностей и интересов покупателей.
Классическая стратегия заточена на продвижение продуктов, знакомых на рынке. При этом слабо подходит при работе с новыми товарами.
Пример: реклама колбасы, которую человек ежедневно видит по телевизору.
Главные методы:
-
Реклама на радио и телевидении
-
Раздаточные материалы (плакаты, брошюры, буклеты)
-
Рекламные баннеры
-
Почтовая рассылка
-
Печатная реклама
Суть такого метода в том, что реклама окружает потребителей каждый день. Они слышат о товаре по радио в своем автомобиле или проходят мимо рекламного щита, пока идут на работу.
Конверсионный
Цель конверсионного маркетинга — изменить мнение покупателя о товаре. Для этого нужно выявить причины отказа целевой аудитории от покупки и переубедить. Маркетологи используют работу с отзывами, акции или даже перевыпуск продукта.
Пример: Компания Toyota, продвигая на американском рынке марку автомобилей Lexus, столкнулась с конкуренцией со стороны концерна Mercedes. Маркетологи начали анализировать, почему потребитель не хочет покупать их автомобили. Они выяснили, что покупатели не воспринимали Lexus всерьез, называя недо-Mercedes.
Тогда Toyota занизила дизайн своих более бюджетных моделей, и Lexus на их фоне стал выглядеть элитарнее. Вторым шагом в смелой маркетинговой кампании стало то, что Toyota начала обменивать Mercedes с пробегом на новый Lexus. Так компания стимулировала отказаться от Mercedes в пользу своих автомобилей. Продажи выросли.
Стимулирующий
Задача — стимулировать интерес покупателей к продукту. Действенными инструментами остаются акции, дегустации, снижение цены при выходе на рынок.
Пример: Банки начисляют кэшбек за совершенные с карты покупки. Так они стимулируют не только лояльность клиентов, но и подталкивают пользоваться именно их банком.
Пример: раздача пробников духов. Потенциальный покупатель знакомится с продукций, и вероятность, что он купит, растет.
Вирусный
Метод основан на том, что пользователи самостоятельно продвигают бренд. Участие рекламщиков минимально. Это может быть «вирусные» видео в социальных сетях или запоминающийся слоган, который станет ассоциироваться именно с брендом.
Пример: Российская торговая сеть «Пятерочка» желая громко заявить о себе, оповестила покупателей о снижении цены на продукцию птицефабрик. На билбордах сети появился слоган «Удар по яйцам!». Ход оказался результативным, вирусная реклама «ушла в народ».
Удачно в свое время завирусился слоган батончика Snickers «Ты — не ты, когда голоден».
Сенсорный
Способ повышения имиджа и узнаваемости компании, когда задействуются органы чувств клиента.
Пример: Музыка или фотография, связанная с компанией, вызывают приятные ассоциации у клиента, «привязывая» к бренду. Это может быть даже привычный вам звук при оплате покупок вашей картой.
Синхромаркетинг
Сглаживает колебания спроса по причине сезонных изменений, а не продуктивности работы компании. Проблему решают проведением межсезонных скидок, акций и распродаж.
Пример: В зимний период интенсивность строительства снижается. Часть компаний по производству кирпичей предлагают купить продукцию зимой со скидкой на условиях бесплатного хранения до весны на складе производителя.
Демаркетинг
Метод еще называют обратным маркетингом. Он помогает снижать потребительский ажиотаж и заставить аудиторию покупать меньше. А иногда и вовсе отказаться от продукта. Продуктивный способ — повышение цены или остановка выпуска товара. Часто в ход идет социальная реклама, телевидение или даже законодательство.
Пример: пропаганда использования бумажной посуды вместо пластиковой для спасения деревьев.
Прямой
Подразумевает прямую связь продавца и покупателя без участия информационных посредников. Клиент получает сведения о товаре непосредственно от компании, после чего принимает решение о покупке.
Пример: прямая продажа товара через обзвон покупателей.
Партизанский
Вариант продвижения с минимальными затратами бюджета за счет применения нестандартных идей и приемов. Главная идея заключается в использовании дешевых рекламных носителей: листовок, визитных карточек, вывесок, открыток.
Пример: Компания McDonald's размещала наружную рекламу на остановках общественного транспорта со знаменитыми картинами, добавив на каждую кусочек бекона.
Ремаркетинг
Оживляет угасший интерес публики. Востребован у маркетологов, работающих в сети. Ремаркетинг ориентирован на стимулирование у пользователей желания вернуться на сайт компании.
Пример: Человек смотрит товар в интернет-магазине электронной техники. Затем, переходя на сторонние ресурсы, он видит рекламу тех же наушников, что он рассматривал ранее на сайте продавца.
Поддерживающий
Удерживает уровень продаж популярного продукта. Ограничивается точечными акциями для удержания интереса клиентов.
Пример: Рекламные акции Coca-Cola. Несмотря на всемирную узнаваемость бренда, производители продолжают поддерживать интерес публики.
Inbound (входящий маркетинг)
Внимание пользователей привлекается путем создания полезного контента: тематических блогов, рассылок, гайдов, презентаций. Метод продуктивен для повышения имиджа организации. Работает по схеме: клиент сам ищет информацию, а не компания навязывает предложение. Отсюда название — входящий.
Outbound (исходящий)
Агрессивное привлечение внимания пользователей. Применяется навязчивая реклама, спам-рассылка, прямые звонки. Способ часто вызывает негативное восприятие. Редко применяется в классическом варианте. При этом в составе комбинированного подхода с «прогретой» аудиторией дает результат.
Отдельно можно отметить цифровой маркетинг, когда специалисты используют инструменты, применяемые в digital-индустрии (реклама в сети, инфографика). Поисковый маркетинг заключается в выводе сайта в топ выдачи на основе адаптации страниц под требования поисковых роботов. SMM-маркетинг работает с аудиторией исключительно в социальных сетях.
Добавим, что при проведении планирования, рассматривать маркетинговые подходы стоит не по отдельности, а в комплексе. Важно продуманно распределить бюджет между типами маркетинга. Затем комбинировать инструменты, поэтапно реализуя разработанный план.
Критерии маркетинга
Выбирая маркетинговый подход, стоит опираться на конкретный набор факторов, пренебрежение которыми приводит к формированию ошибочной стратегии продвижения.
На что нужно смотреть при выборе стратегии продвижения продукта:
-
Сфера применения. Маркетинговые инструменты, полезные для одного продукта, могут быть нерезультативны для другого
-
Целевой рынок. Невозможно повысить объемы продаж без понимания запросов покупателей
-
Размер организации. Определяет объем финансирования, выделяемого на рекламу
-
Способы продаж. Подходы, применяемые в сети и офлайн, часто отличаются
-
Заложенный бюджет. Если выделяемые средства ограничены, выбираются менее затратные способы продвижения
-
Время. Применяют методы с долгосрочным и краткосрочным эффектом
-
Опыт. На основании проведенной работы делаются выводы о продуктивности применяемых методов продаж. Дальше внедряются новые варианты работы
Окончательное решение и составление плана проводится после детального разбора каждого варианта. В этом плане компетенции маркетолога очень важны.
Итог
Несмотря на обилие видов маркетинга, ни один не станет продуктивным без точного понимания запросов целевой аудитории. Выбрать правильное направление поможет составление условного портрета будущего клиента.