С какой целью проводится сегментация рынка
Сегментация — это разделение покупателей на целевые группы (сегменты) со схожими признаками на основе заданных критериев. Например: производитель протеиновых батончиков может делить свою целевую аудиторию на тех, кто на диете, кто хочет нарастить мышечную массу, и профессиональных спортсменов.
? Главная задача сегментации — формирование собирательного портрета условного покупателя и понимание его привычек.
Для маркетинга это критически важно. Поскольку так можно сформировать точечные предложения для конкретных покупателей, а не обширной массы равнодушных людей. То есть реклама батончиков для тех, кто хочет сбросить вес, будет отличаться от рекламы для тех, кто занимается профессиональным спортом.
? Маркетологи ищут ответы на вопросы:
Точные ответы на поставленные вопросы помогают вывести на рынок только востребованный товар.
? Благодаря сегментации рынка достигается:
Если руководство фирмы проигнорирует ориентацию на нужды потребителей, то не сможет грамотно организовать выпуск товара и продуктивное продвижения готовой продукции. Несмотря на большие издержки на рекламу, конкурентная борьба за покупателя будет проиграна.
Разберем на примере того же производителя протеиновых батончиков. Компания знает своих потребителей. Но не может увеличить бюджет на рекламу. Тогда логичным решением будет работать только с одним сегментом.
? Например, спортсменами. То есть реклама батончиков будет ориентирована только на них.
Виды сегментации
Маркетологи разделяют рынок на обособленные группы со схожим набором характеристик, описывающих особенности каждой исследуемой ниши. ЦА группируется по следующим показателям:
Маркетологи также выявляют отдельный сегмент по степени проявления интереса к продукту.
Это помогает определить лояльность покупателя к бренду и грамотно выстроить работу с этими сегментами.
Методы сегментации
? Для сегментации рынка чаще применяют классический метод:
- Определяются критерии деления покупателя на группы (география, его социальное положение)
- Собирается информация о ситуации на рынке (например, изучаются отзывы покупателей аналогичного товара)
- В каждой отобранной группе определяют персональные цели (какой объем товара можно будет реализовать, сколько денег пустить на рекламу в конкретном сегменте)
? Пример: Российская компания продает премиальные автомобили стоимостью шесть миллионов рублей.
? Характеристика целевой группы покупателей:
-
Средний доход — 200 000 рублей. Потребители с меньшими доходами не смогут купить автомобиль
-
Возраст — 30-50 лет. Люди старшего или младшего возраста менее платежеспособны
-
География — город с населением более одного миллиона человек. В больших городах сосредоточены жители с самым большим доходом в стране
После определения своей целевой аудитории с помощью сегментации компания определяет маркетинговую стратегию. В этом случае она будет направлена на транслирование идеи, что дорогой автомобиль подчеркнет статус владельца.
-
Метод LTV. Сегментация строится на прогнозном показателе суммы, которую каждый предполагаемый клиент принесет фирме за время взаимодействия (контакта). Выделяют покупателей по степени доходности: эконом, стандартные и VIP-клиенты
Этапы сегментации
Исследования потребностей и особенностей целевой аудитории повлияют на выбор маркетинговой стратегии, а соответственно и на продуктивность продаж. Для исключения ошибки в расчетах работа проводится поэтапно.
Этап 1. Выбор и описание сегментов
Для удобства работы разработаны и внедрены базовые подходы к сегментированию рынка.
? Критерии выбора целевой аудитории:
-
По группам покупателей. Целевую аудиторию группируют по схожим признакам и интересам
-
По обстоятельствам принятия положительного решения. Группы создаются основываясь на мотивах, которые влияют на выбор клиентов
-
По занимаемому статусу потребителей. Клиентов разделяют на постоянных, неактивных и вероятных
? Единых критериев не разработано. В каждой сфере бизнеса применяют специфические параметры сегментирования.
Этап 2. Сбор сведений
Собирается всесторонняя информация о рынке (за сколько люди готовы покупать аналогичный товар, в каком регионе он продается лучше).
? Требования, предъявляемые каждому сегменту аудитории:
? Среди выявленных сегментов определяются те, которые станут в последующем целевыми для бизнеса.
Этап 3. Выбор стратегии маркетинга
? После проведенной сегментации маркетологи выбирают следующие вероятные сценарии:
? На основе полученных сведений составляется план с указанием точного срока на проведение мероприятий.
Ошибки
Для снижения вероятности провала маркетинговой кампании важно последовательно и вдумчиво выполнять сегментацию рынка.
? Отметим, что часто ошибкой маркетологов становится нерегулярность в работе с сегментацией. Для оптимизации стратегии продвижения следует регулярно обновлять сведения о потребителях в том или ином сегменте.
Преимущества и недостатки сегментации рынка
Без сегментации сложно составить продуктивную маркетинговую стратегию. Но в делении аудитории на группы есть как плюсы, так и минусы.
➕ Преимущества сегментации:
? Недостатки не ставят под сомнение необходимость сегментации рынка. Для избежания погрешностей требуется четкое и поэтапное выполнение мероприятий маркетингового плана.
Итог
Каждая компания самостоятельно определяет критерии проведения сегментации рынка. В зависимости от специфики работы организации и особенностей продукта подходы меняются. При этом в основе работы остается анализ потребностей и запросов предполагаемых покупателей.
Сегментация помогает заранее выявить конкурентов, продумать собственное предложение и оценить объемы продаж.