В чем заключается работа комьюнити-менеджера
Английское слово community обозначает группу людей, находящихся в регулярном общении (коммуникации) между собой и объединенных общими интересами. Интенсивность, способ и векторность общения, а также характер интересов могут различаться, но наличие этих двух показателей – обязательные признаки.
Сommunity management – управление сообществом
Под определение сообщества подпадают:
-
Клиенты и покупатели сервисных и торговых компаний, состоящие в их чатах, группах в соцсетях или просто подписанные на новостную рассылку с обратной связью
-
Коллектив коммерческих и государственных компаний. Это могут быть сотрудники, работающие компактно, и люди, разбросанные по разным городам, но объединенные корпоративной онлайн-платформой для общения
-
Фанаты спортивного клуба, звезд спорта или отдельного вида (футбол, теннис)
-
Сторонники политического или общественного движения
-
Участники волонтерского проекта
Примеров можно приводить много. Сообщества делятся на внешние (открытые), куда свободно и легко может попасть посторонний, и внутренние, объединяющие фиксированное число людей (сотрудники одного предприятия, жильцы многоквартирного дома).
Для чего нужны комьюнити-менеджеры
Неопределенность статуса профессии комьюнити-менеджера обусловлена тем, что в его работе сочетаются обязанности людей других квалификаций:
-
Специалистов по работе с персоналом
-
Пиарщиков и менеджеров по продажам
-
Интернет-маркетологов
-
Контент-менеджеров и копирайтеров
-
Администраторов чатов и других онлайн-ресурсов
-
Специалистов по продвижению в социальных сетях
Многозадачность осложняет написание перечня должностных обязанностей сотрудника, и нередко руководитель предпочитает не заводить новую штатную единицу. Обязанности менеджеров по сообществам часто исполняют штатные эйчары (если речь идет о внутреннем менеджменте), либо специалисты PR и SMM, если у менеджмента внешний вектор.
Бо́льшая часть деятельности комьюнити-менеджера проходит в сети, хотя иногда ему и приходится время от времени работать с живой аудиторией – на презентациях, обучающих курсах, бизнес-завтраках и других мероприятиях делового и развлекательного характера.
Во всех случаях задача комьюнити-менеджера заключается в том, чтобы использовать энергию участников сообщества на достижение конкретных целей.
Работа в некоммерческих сферах и в бизнесе
Комьюнити-менеджер промышленного предприятия стремится увеличить производительность труда, мотивировать сотрудников, при необходимости улаживать конфликты и спорные ситуации. Специалист, нанятый футбольным клубом, вербует новых фанатов, обеспечивает посещаемость домашнего стадиона, формирует команды болельщиков на выездные матчи.
Менеджер общественного или благотворительного движения также отвечает за приход новых волонтеров и лояльность действующих участников проекта, организует мероприятия и акции. Но чаще комьюнити-менеджмент предполагает коммерческую направленность и заключается в работе с целевой аудиторией при продвижении товаров и услуг.
Комьюнити-менеджмент помогает бизнесу решить широкий спектр задач:
-
Укрепление лояльности клиентов
-
Расширение клиентской базы
-
Продажа продуктов за счет «сарафанного радио»
-
Привлечение партнеров и инвесторов
-
Поиск кадров и подрядчиков
-
Исправление репутации компании
Вовлеченные клиенты стремятся первыми купить новинки бренда, организуют позитивную волну «сарафанного радио», предлагают свежие креативные идеи, становятся бескорыстными адвокатами бренда в случае нападок конкурентов и при возникновении конфликта с недовольным покупателем.
В поисковиках, на корпоративных страницах бренда, на маркетплейсах, в социальных сетях и на порталах отзывов поклонники оставляют доброжелательные отзывы и обзоры. Это направление также курирует комьюнити-менеджер.
Список задач
Вне зависимости от профиля компании-работодателя в перечень базовых задач специалиста входит:
-
Привлечение новых участников внешних сообществ
-
Поддержание уровня лояльности и активности действующих участников
-
Налаживание горизонтальных связей в сообществе
-
Сбор и анализ обратной связи с участниками
-
Мониторинг эмоционально-психологического климата в группе, улаживание конфликтов или поощрение конкуренции и дискуссий
-
Проведение тематических и развлекательных мероприятий онлайн и офлайн
В последнем случае необходимы навыки «массовика-затейника», которыми обладают далеко не все. Иногда проще обратиться к профессиональному тамаде, чем рисковать результатом кропотливой подготовительной онлайн-работы.
В обязанности менеджера входит аудит состояния группы, ее форматирование, реорганизация, а при необходимости – сокращение или даже упразднение онлайн-сообщества, если оно не оправдало возложенных на него задач.
Уровень заработка
Круг обязанностей и уровень ответственности комьюнити-менеджеров в разных сферах бизнеса различаются. Чтобы сказать, сколько зарабатывает комьюнити-менеджер, надо смотреть конкретную ситуацию. В вакансиях крупных корпораций, ищущих специалиста для внутреннего комьюнити-менеджмента на условиях полной занятости, указывается зарплата от 80 до 200 тысяч рублей в месяц.
В коммерческом и некоммерческом секторе, предполагающем внешний вектор работы с сообществами, предложения работодателей скромнее (от 30 до 100 тысяч рублей в месяц), однако не исключается сдельный компонент оплаты труда. Чем эффективнее вовлекает сотрудник представителей ЦА, тем больше зарабатывает. Вакансии предполагают трудоустройство на полный день в офисе, гибридный офис, полностью удаленную работу.
Требуемые знания и навыки
Как любой интеллектуальный труд, работа менеджера сообществ предполагает комбинацию hard и soft skills. В перечень первых входит:
Hard-skills
-
Уверенное владение компьютером (функции операционных систем, прикладные приложения и расширения, популярные почтовые сервисы, текстовые и графические редакторы)
-
Понимание принципов работы с мобильными приложениями
-
Знание устройства и «фишек» популярных социальных сетей и мессенджеров и методов «белой» раскрутки в них
-
Грамотная устная и письменная речь на родном языке (каждый дополнительный иностранный язык – большой плюс)
-
Знание основ законодательства, прежде всего в той области, в которой работает компания, государственное учреждение или некоммерческая организация
-
Владение терминологией и хотя бы базовыми знаниями в выбранной сфере
Вряд ли добьется успеха пиарщик автомобильного бренда или шахматного портала, если не знает разницу между антикором и антифризом или между цейтнотом и цугцвангом.
К числу необходимых мягких скилов (гибких навыков в повседневности) можно отнести:
Soft-skills
-
Работоспособность – день у комьюнити менеджера часто ненормированный, особенно если члены сообщества живут в разных часовых поясах. Крупные бренды, для которых важна оперативная обратная связь с ЦА, практикуют работу в две или три смены
-
Коммуникабельность и умение договариваться как внутри коллектива, так и с партнерами и клиентами
-
Оперативность – чем быстрее менеджер отвечает на онлайн-реплику собеседника, тем лучше
-
Стрессоустойчивость – это вдвойне важно, если речь идет об исправлении репутации бренда, работе с негативом на муниципальных площадках
-
Хладнокровие и рассудительность в непредвиденных ситуациях
Если менеджер выходит в прямой эфир или появляется в записи на ТВ, ведет стримы и видеоконференции в интернете, регулярно участвует в офлайн мероприятиях, ему нужно тщательно следить за внешностью и гардеробом, при необходимости привлекая стилистов и мастеров бьюти-индустрии.
Где нужен комьюнити-менеджер
Внутреннее управление сообществом востребовано в крупных трудовых коллективах с разветвленной структурой и качественно организованной корпоративной онлайн-сетью, позволяющей установить связь с сотрудниками если не в режиме 24/7, то хотя бы в рабочее время. Для связи не обязателен стол и компьютер у каждого сотрудника – смартфона достаточно.
Внешние онлайн-сообщества стараются создать и администрировать, по мере сил и способностей, все компании, работающие в сегменте B2C. Другое дело, что не во всех сферах это работает одинаково успешно.
Маркетологи выделяют следующие наиболее перспективные направления для внедрения комьюнити-менеджмента:
-
IT-индустрия, где важно создать и постоянно расширять виртуальное ядро людей, активно обсуждающих профессиональные проблемы. Специфическая лексика обсуждений позволяет привлекать через поисковики новых клиентов
-
Гейминг – по сходным причинам, что и IT
-
Товарные бренды, продающие продукты средней и высокой ценовой категории, которым надо нетривиально доказывать свое превосходство над массовой дешевой номенклатурой конкурентов
-
Продвижение товаров и услуг, которые нельзя прямо рекламировать в соответствии с законом о рекламе (винный блоггинг, продвижение финансовых услуг)
-
Продажа недвижимости
-
Муниципальные услуги – общественный транспорт, коммунальное обслуживание, социальная поддержка
-
Обратная связь властных структур с населением
-
Некоммерческие волонтерские и благотворительные проекты, которые живут за счет фандрайзинга (по крайней мере на этапе становления)
Молодость методики и турбулентность на рынках на протяжении последних полутора десятков лет не позволяют в должной мере оценить эффективность комьюнити-менеджмента для разных видов бизнеса. Но в том, что он полезен, сомнений нет.