Слово «комьюнити-менеджер» появилось на сайтах вакансий и в штатных расписаниях российских компаний в 2016-2017 годах. Несмотря на растущую востребованность специальности, получить профильное высшее образование пока сложно. И соискатели, и работодатели подчас смутно понимают, кто такой комьюнити-менеджер, что он должен уметь и сколько может зарабатывать. Попробуем в этом разобраться.
Английское слово community обозначает группу людей, находящихся в регулярном общении (коммуникации) между собой и объединенных общими интересами. Интенсивность, способ и векторность общения, а также характер интересов могут различаться, но наличие этих двух показателей – обязательные признаки.
Сommunity management – управление сообществом
Под определение сообщества подпадают:
Клиенты и покупатели сервисных и торговых компаний, состоящие в их чатах, группах в соцсетях или просто подписанные на новостную рассылку с обратной связью
Коллектив коммерческих и государственных компаний. Это могут быть сотрудники, работающие компактно, и люди, разбросанные по разным городам, но объединенные корпоративной онлайн-платформой для общения
Фанаты спортивного клуба, звезд спорта или отдельного вида (футбол, теннис)
Сторонники политического или общественного движения
Участники волонтерского проекта
Примеров можно приводить много. Сообщества делятся на внешние (открытые), куда свободно и легко может попасть посторонний, и внутренние, объединяющие фиксированное число людей (сотрудники одного предприятия, жильцы многоквартирного дома).
Для чего нужны комьюнити-менеджеры
Неопределенность статуса профессии комьюнити-менеджера обусловлена тем, что в его работе сочетаются обязанности людей других квалификаций:
Специалистов по работе с персоналом
Пиарщиков и менеджеров по продажам
Интернет-маркетологов
Контент-менеджеров и копирайтеров
Администраторов чатов и других онлайн-ресурсов
Специалистов по продвижению в социальных сетях
Многозадачность осложняет написание перечня должностных обязанностей сотрудника, и нередко руководитель предпочитает не заводить новую штатную единицу. Обязанности менеджеров по сообществам часто исполняют штатные эйчары (если речь идет о внутреннем менеджменте), либо специалисты PR и SMM, если у менеджмента внешний вектор.
Бо́льшая часть деятельности комьюнити-менеджера проходит в сети, хотя иногда ему и приходится время от времени работать с живой аудиторией – на презентациях, обучающих курсах, бизнес-завтраках и других мероприятиях делового и развлекательного характера.
Во всех случаях задача комьюнити-менеджера заключается в том, чтобы использовать энергию участников сообщества на достижение конкретных целей.
Работа в некоммерческих сферах и в бизнесе
Комьюнити-менеджер промышленного предприятия стремится увеличить производительность труда, мотивировать сотрудников, при необходимости улаживать конфликты и спорные ситуации. Специалист, нанятый футбольным клубом, вербует новых фанатов, обеспечивает посещаемость домашнего стадиона, формирует команды болельщиков на выездные матчи.
Менеджер общественного или благотворительного движения также отвечает за приход новых волонтеров и лояльность действующих участников проекта, организует мероприятия и акции. Но чаще комьюнити-менеджмент предполагает коммерческую направленность и заключается в работе с целевой аудиторией при продвижении товаров и услуг.
Комьюнити-менеджмент помогает бизнесу решить широкий спектр задач:
Укрепление лояльности клиентов
Расширение клиентской базы
Продажа продуктов за счет «сарафанного радио»
Привлечение партнеров и инвесторов
Поиск кадров и подрядчиков
Исправление репутации компании
Вовлеченные клиенты стремятся первыми купить новинки бренда, организуют позитивную волну «сарафанного радио», предлагают свежие креативные идеи, становятся бескорыстными адвокатами бренда в случае нападок конкурентов и при возникновении конфликта с недовольным покупателем.
В поисковиках, на корпоративных страницах бренда, на маркетплейсах, в социальных сетях и на порталах отзывов поклонники оставляют доброжелательные отзывы и обзоры. Это направление также курирует комьюнити-менеджер.
Список задач
Вне зависимости от профиля компании-работодателя в перечень базовых задач специалиста входит:
Привлечение новых участников внешних сообществ
Поддержание уровня лояльности и активности действующих участников
Налаживание горизонтальных связей в сообществе
Сбор и анализ обратной связи с участниками
Мониторинг эмоционально-психологического климата в группе, улаживание конфликтов или поощрение конкуренции и дискуссий
Проведение тематических и развлекательных мероприятий онлайн и офлайн
В последнем случае необходимы навыки «массовика-затейника», которыми обладают далеко не все. Иногда проще обратиться к профессиональному тамаде, чем рисковать результатом кропотливой подготовительной онлайн-работы.
В обязанности менеджера входит аудит состояния группы, ее форматирование, реорганизация, а при необходимости – сокращение или даже упразднение онлайн-сообщества, если оно не оправдало возложенных на него задач.
Уровень заработка
Круг обязанностей и уровень ответственности комьюнити-менеджеров в разных сферах бизнеса различаются. Чтобы сказать, сколько зарабатывает комьюнити-менеджер, надо смотреть конкретную ситуацию. В вакансиях крупных корпораций, ищущих специалиста для внутреннего комьюнити-менеджмента на условиях полной занятости, указывается зарплата от 80 до 200 тысяч рублей в месяц.
В коммерческом и некоммерческом секторе, предполагающем внешний вектор работы с сообществами, предложения работодателей скромнее (от 30 до 100 тысяч рублей в месяц), однако не исключается сдельный компонент оплаты труда. Чем эффективнее вовлекает сотрудник представителей ЦА, тем больше зарабатывает. Вакансии предполагают трудоустройство на полный день в офисе, гибридный офис, полностью удаленную работу.
Требуемые знания и навыки
Как любой интеллектуальный труд, работа менеджера сообществ предполагает комбинацию hard и soft skills. В перечень первых входит:
Уверенное владение компьютером (функции операционных систем, прикладные приложения и расширения, популярные почтовые сервисы, текстовые и графические редакторы)
Понимание принципов работы с мобильными приложениями
Знание устройства и «фишек» популярных социальных сетей и мессенджеров и методов «белой» раскрутки в них
Грамотная устная и письменная речь на родном языке (каждый дополнительный иностранный язык – большой плюс)
Знание основ законодательства, прежде всего в той области, в которой работает компания, государственное учреждение или некоммерческая организация
Владение терминологией и хотя бы базовыми знаниями в выбранной сфере
Вряд ли добьется успеха пиарщик автомобильного бренда или шахматного портала, если не знает разницу между антикором и антифризом или между цейтнотом и цугцвангом.
К числу необходимых мягких скилов (гибких навыков в повседневности) можно отнести:
Работоспособность – день у комьюнити менеджера часто ненормированный, особенно если члены сообщества живут в разных часовых поясах. Крупные бренды, для которых важна оперативная обратная связь с ЦА, практикуют работу в две или три смены
Коммуникабельность и умение договариваться как внутри коллектива, так и с партнерами и клиентами
Оперативность – чем быстрее менеджер отвечает на онлайн-реплику собеседника, тем лучше
Стрессоустойчивость – это вдвойне важно, если речь идет об исправлении репутации бренда, работе с негативом на муниципальных площадках
Хладнокровие и рассудительность в непредвиденных ситуациях
Если менеджер выходит в прямой эфир или появляется в записи на ТВ, ведет стримы и видеоконференции в интернете, регулярно участвует в офлайн мероприятиях, ему нужно тщательно следить за внешностью и гардеробом, при необходимости привлекая стилистов и мастеров бьюти-индустрии.
Где нужен комьюнити-менеджер
Внутреннее управление сообществом востребовано в крупных трудовых коллективах с разветвленной структурой и качественно организованной корпоративной онлайн-сетью, позволяющей установить связь с сотрудниками если не в режиме 24/7, то хотя бы в рабочее время. Для связи не обязателен стол и компьютер у каждого сотрудника – смартфона достаточно.
Внешние онлайн-сообщества стараются создать и администрировать, по мере сил и способностей, все компании, работающие в сегменте B2C. Другое дело, что не во всех сферах это работает одинаково успешно.
Маркетологи выделяют следующие наиболее перспективные направления для внедрения комьюнити-менеджмента:
IT-индустрия, где важно создать и постоянно расширять виртуальное ядро людей, активно обсуждающих профессиональные проблемы. Специфическая лексика обсуждений позволяет привлекать через поисковики новых клиентов
Гейминг – по сходным причинам, что и IT
Товарные бренды, продающие продукты средней и высокой ценовой категории, которым надо нетривиально доказывать свое превосходство над массовой дешевой номенклатурой конкурентов
Продвижение товаров и услуг, которые нельзя прямо рекламировать в соответствии с законом о рекламе (винный блоггинг, продвижение финансовых услуг)
Продажа недвижимости
Муниципальные услуги – общественный транспорт, коммунальное обслуживание, социальная поддержка
Обратная связь властных структур с населением
Некоммерческие волонтерские и благотворительные проекты, которые живут за счет фандрайзинга (по крайней мере на этапе становления)
Молодость методики и турбулентность на рынках на протяжении последних полутора десятков лет не позволяют в должной мере оценить эффективность комьюнити-менеджмента для разных видов бизнеса. Но в том, что он полезен, сомнений нет.